По данным американских СМИ, Нетаньяху обещал Вашингтону бить только по военным объектам Ирана. Фото Фото с сайта www.gov.il
Администрации президента США Джозефа Байдена удалось получить от Израиля устные гарантии того, что ядерная и промышленная инфраструктура Ирана не будет затронута акцией возмездия. Канцелярии премьер-министра Биньямина Нетаньяху дала разъяснение: выбор военного сценария зависит только от защиты интересов Израиля. Действия еврейского государства уже внесли коррективы в региональную политику Вашингтона.
С заявлением о переговорах между Израилем и США, посвященных нападению на Иран, канцелярия Нетаньяху выступила 15 октября. «Мы учитываем позицию американской администрации, но окончательные решения будем принимать в интересах Израиля», – пообещали в офисе главы правительства.
Гостелерадиокомпания «Кан» проинформировала в первой половине дня, что Нетаньяху согласовал с ключевыми министрами вариант нападения на Иран.
Повод для дискуссии дало сообщение The Washington Post, согласно которому премьер-министр Израиля пообещал в разговоре с президентом США нанести удары исключительно по военной инфраструктуре Ирана, хотя циркулировали предположения, что еврейское государство рассчитывает атаковать промышленные или ядерные объекты. The Washington Post утверждает: это означает, что правительство Нетаньяху готово нанести по противнику «более ограниченный ответный удар, с тем чтобы не допустить полномасштабной войны». Отмечается, что Вашингтон «с облегчением воспринял» план Нетаньяху.
Близкое к иранской деловой элите издание Amwaj media обращает внимание на версии, согласно которым Израиль согласился смягчить свои подходы после того, как американская сторона пообещала ему отправку батареи противоракетной обороны (ПРО) THAAD.
Первые составные части батареи THAAD вместе с командой операторов ВС США прибыли в Израиль 14 октября, чтобы защитить страну и находящихся там американцев «от любой атаки баллистическими ракетами со стороны Ирана», сообщили в Пентагоне. В ближайшее время ожидается прибытие на Ближний Восток дополнительных комплектующих и военных специалистов. В Пентагоне добавили, что батарея «будет готова к использованию в близком будущем, однако по соображениям безопасности» конкретные сроки не раскрываются.
США не первый раз размещают THAAD на Ближнем Востоке – такое происходит систематически. Например, Белый дом распорядился направить в регион батарею THAAD после сухопутного вторжения ХАМАС в Израиль 7 октября 2023 года.
Источники газеты Financial Times утверждают, что сейчас Израиль испытывает нехватку ракет-перехватчиков для своей системы ПРО. Лидеры отрасли и эксперты утверждают, что еврейское государство сталкивается с этой проблемой «в условиях необходимости укрепления ПВО для защиты страны от атак Ирана и его региональных союзников». «Проблема с таким вооружением у Израиля серьезная, – заявила бывшая зампомощника главы Пентагона по делам Ближнего Востока Дана Строул. – Если Иран ответит на атаку Израиля и к этому присоединится шиитская организация «Хезболла», израильская ПВО окажется на пределе». По ее словам, американская сторона на этом фоне окажется неспособна сохранить снабжение Украины и Израиля «в том же темпе». «Мы приближаемся к переломному моменту», – подчеркнула Строул.
Появление батареи THAAD у Израиля иранские официальные лица приняли очень чувствительно, отметило издание Amwaj media. Иллюстративно, что на этом фоне глава МИД Ирана Аббас Арагчи заявил о заморозке опосредованных переговоров с администрацией Байдена, которые проходили на территории Омана. «Маскатский процесс в настоящее время приостановлен из-за специфической ситуации в регионе. Сейчас мы не видим основы для проведения переговоров. Как только мы сможем преодолеть нынешний кризис, мы решим, возвращаться к этой работе или нет», – проинформировал министр во время своего визита в Маскат.
Есть точка зрения, что Исламская республика делает ставку на возрождение переговорного процесса в случае, если кресло президента США займет Камала Харрис. Приход к власти экс-президента Дональда Трампа иранский официоз рассматривает как негативный сценарий: республиканец – сторонник доктрины «максимального давления» на Тегеран.
В свою очередь, администрация Байдена по дипломатическим каналам предупредила Тегеран, что будет рассматривать любое покушение на Трампа как акт войны, сообщили источники агентства Reuters. В подготовке такого сценария Исламскую республику в последнее время не раз обвиняло американское разведывательное сообщество. Неудачное покушение на Трампа в июле этого года в Пенсильвании только усилило такие опасения. По словам собеседников Reuters, президент Байден регулярно получает ситуативные отчеты о соответствующих угрозах. Глава Белого дома, согласно этим сообщениям, уже поручил своей команде заняться противодействием предполагаемым иранским заговорам в американской юрисдикции.
В разговоре с «НГ» бывший сотрудник посольства России в США, эксперт по международным отношениям Владимир Фролов заметил, что американская сторона находится в ужасе от того, что у Нетаньяху сейчас нет дальнейшей стратегии выхода из ситуации в Газе и в Ливане. Отдельно Вашингтон взволнован тем, что еврейское государство может застрять в Стране кедров, как в 2006 году – во время второй ливанской войны, напомнил собеседник «НГ». «То, что теперь рейтинг Нетаньяху пошел вверх, не добавляет США оптимизма», – пояснил Фролов. По его словам, политическая стратегия Байдена, которая сводилась к заключению стратегического союза с Саудовской Аравией, к нормализации ее отношений с Израилем, к запуску новой системы самоуправления в секторе Газа силами ФАТХ, Египта и стран Персидского залива, а также выходом на решение о создании двух государств, провалилась. Как заметил собеседник «НГ», и Белый дом, и Госдеп испытывают по этому поводу серьезное разочарование, в то время как Нетаньяху склонен игнорировать то, что думает об этом основной союзник.