Доклад Марио Драги и предложенные 170 мер по оздоровлению европейской экономики будут обсуждаться на саммите ЕС. Фото Reuters
В Брюсселе в четверг, 17 октября, начинается двухдневный саммит Евросоюза. Помимо ставших уже традиционными для таких мероприятий тем (российско-украинский конфликт, ситуация на Ближнем Востоке и борьба с нелегальной миграцией) лидеры европейских стран обсудят стратегию развития ЕС. С недавних пор европейские политики и эксперты бьют тревогу: в изменившемся, особенно после февраля 2022 года, мире Евросоюз может потерять свою конкурентоспособность. Предложения перемен, призванных переломить нехорошую для ЕС тенденцию, и будут обсуждаться.
Так получилось, что самые упоминаемые в прессе вопросы повестки саммита вызовут наименьшее количество споров лидеров стран – участниц ЕС.
Украинский президент Владимир Зеленский, который презентует в Брюсселе свой «план победы», еще до среды ознакомил с ним многих, если не большинство европейских лидеров. А в среду, 16 октября, он и вовсе представил его публично в Верховной раде. По представленному ясно, что обсуждать этот документ Зеленскому следует не столько с ЕС, сколько с США. Слишком много там отсылок к тому, что следует для выполнения плана сделать Вашингтону и структурам НАТО. Достаточно вспомнить, например, изложенную в плане идею заменить, в благодарность за помощь в борьбе с Кремлем, часть американских войск в Европе украинскими, дабы уменьшить бремя оборонных расходов США.
Без споров лидеры ЕС утвердят новые антироссийские и антииранские санкции, уже одобренные на уровне глав МИД их стран. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель ждет, что будет принято какое-либо заявление, осуждающее обстрелы в Ливане миротворцев ЕС, среди которых есть и представители европейских стран – в первую очередь Франции. Израиль в лице премьер-министра Биньямина Нетаньяху предложил миротворцам покинуть район боевых действий, чтобы, как он выразился, «не играть роль живого щита» противника израильтян – движения «Хезболла». Боррель выступил категорически против этого и надеется, что лидеры ЕС его поддержат. Вероятно, надежды небеспочвенны: готовности сворачивать свою миссию в Ливане, по крайней мере в той же Франции, не собираются.
Но самые большие споры скорее всего вызовет то, что в повестке саммита названа «оценка прогресса в повышении конкурентоспособности ЕС». Этот вопрос руководство Евросоюза чрезвычайно занимает, особенно в нынешнем году. На саммите европейские лидеры планируют обсудить два доклада – «Намного больше, чем рынок» бывшего премьер-министра Италии Энрико Летты и «Будущее европейской конкурентоспособности» экс-главы Европейского центробанка Марио Драги. Первый вышел в апреле и обсуждался в том же месяце на саммите ЕС, второй – в сентябре.
При всем различии этих докладов, в сущности, они посвящены одному: как Объединенной Европе сохранить свой экономический и политический вес в мире в изменившихся, особенно за последние несколько лет, реалиях. Точнее – как выдержать конкуренцию со стороны Китая и США в условиях, когда у них есть те конкурентные преимущества, которых нет у Евросоюза. У американцев, например, есть своя дешевая энергетика. У ЕС из-за почти полного отказа от российских энергоносителей ее больше нет. Европейцам приходится делать ставку на АЭС, водород, солнечную и ветряную энергию. Но и с возобновляемой энергией, по производству которой ЕС намного обходит КНР и США, все не так просто. В Европе много солнечных электростанций, но по производству солнечных батарей Китай ее по-прежнему обгоняет.
Большие проблемы у ЕС с развитием инновационной экономики, с цифровизацией. Сказывается и зависимость от импорта китайских редкоземельных металлов, без которых невозможно производство электроники, и забюрократизированность сферы регулирования бизнеса в Европе. Это следствие самой мозаичной структуры управления в ЕС. В докладе Драги приводятся следующие цифры: в США с 2019 по 2024 год Конгрессом было принято 3500 законодательных актов и 2000 резолюций. За тот же период в ЕС приняли 13 тыс. законов.
Важно то, что перемены приходится производить в условиях роста оборонных расходов, необходимости ведения единой оборонной политики, не полагаясь, как раньше, лишь на США. Это следствие противостояния с РФ.
Особое внимание на саммите будет уделено докладу Драги. Дело не только в том, что он – более новый по сравнению с докладом Летты, и не в личном, очень высоком авторитете этого человека. Доклад Драги написан по заказу председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, которая недавно была переутверждена на своем посту руководителя высшего исполнительного органа ЕС. По существу, это манифест тех перемен, которые она планирует провести в жизнь. Сейчас у нее есть для этого возможности. Судя по новому составу Еврокомиссии, влияние в нем фон дер Ляйен возрастет. Там нет ее явных и давних оппонентов, зато есть новые функции и должности – в частности, появился еврокомиссар по вопросам обороны. Все это увеличивает влияние председателя Еврокомиссии как модератора между разными точками зрения и дает ей возможность маневрировать, в итоге проводя свою политику. К тому же с декабря пост председателя ЕС оставляет Шарль Мишель, давний оппонент фон дер Ляйен по многим вопросам. Его место займет португалец Антониу Кошта. Он не пользуется репутацией человека, который будет оппонировать Еврокомиссии.
Это обстоятельство должно помочь фон дер Ляйен добиться одобрения в европейских структурах тех мер, о которых речь идет в докладе Драги. Самая спорная из них – это введение единого долга ЕС, то, против чего отдельные европейские страны выступали годами. Но Драги считает, что без этого не достичь цели привлечения 750–800 млрд евро частных и государственных инвестиций в год, необходимых для того, чтобы не отстать от США (на них приходится 26% мирового ВВП) и обогнать Китай (17% ВВП, как и у ЕС). В его докладе содержится мрачное предупреждение: «Мы достигли той точки, когда без принятия экстренных мер нам придется поставить под угрозу либо наше благосостояние, либо нашу окружающую среду, либо нашу свободу». Теперь осталось убедить в этом лидеров всех стран ЕС. Ведь от них в конечном счете будет зависеть выполнение любых проектов, предлагаемых руководством Евросоюза.