Впервые за все время избирательной кампании Камале Харрис пришлось отвечать на неудобные вопросы. Кадр из видео Fox News
Вице-президент США Камала Харрис активно пытается привлечь на свою сторону американских консерваторов накануне президентских выборов. Для этого она, в частности, дала интервью телеканалу Fox News, откровенно симпатизирующему республиканцам. Ведущий Брет Байер задавал ей весьма непростые вопросы, на которые, по утверждению команды экс-президента Дональда Трампа, Харрис ответить не смогла вообще. Вместе с тем ее интервью – первое, где она без обиняков отвергла преемственность с курсом действующей администрации Белого дома. Продолжателем политики Джозефа Байдена она не будет.
В нынешней избирательной кампании интервью имеют особое значение. Харрис и Трамп дебатировали лишь однажды, 10 сентября. 1 октября были дебаты их кандидатов в вице-президенты – демократа Тима Уолца и республиканца Джей Ди Вэнса.
Так что иначе, чем из общения политиков с прессой, большинство американцев не могут узнать их точку зрения.
Интервью Харрис продлилось всего 30 минут. По утверждению Байера, это связано с позицией ее штаба, который умышленно сделал так, чтобы разговор был недолгим. К тому же Харрис еще и опоздала на 15 минут. Возможно, из-за такого скомканного формата места внешней политике в интервью почти не нашлось.
Зато нашлось место для заявления, которое процитировали все американские СМИ. «Позвольте мне быть предельно ясной. Мое президентство не будет продолжением президентства Джо Байдена, и, как и каждый новый президент, который вступает в должность, я привнесу свой жизненный опыт, свой профессиональный опыт и свежие новые идеи. Я представляю новое поколение лидеров», – сказала Харрис.
Интервью этого политика – первое с момента старта ее избирательной кампании, где ей пришлось отвечать на неудобные вопросы. Интервьюеры CNN и CBS не атаковали ее и не пытались прерывать, как это делал Байер. Непростым, например, был вопрос о том, что вице-президент собирается делать с нелегальной миграцией. Байер показал выступление матери, потерявшей своего ребенка из-за мигранта. Харрис заявила, что этого можно было бы избежать, если бы Трамп не выступил против двухпартийного проекта об усилении охраны границы. Провокационным был и вопрос Байера о том, считает ли Харрис американцев, поддерживающих Трампа, «глупыми». Вице-президенту вновь пришлось отбиваться и убеждать зрителей в том, что она считает всех американцев достойными людьми.
Сторонники Трампа решили, что такой формат беседы Харрис не выдержала. Вэнс даже предложил своим оппонентам произвести обратную рокировку. «Моим друзьям-демократам: возможно, вам стоит подумать о замене Камалы Харрис на Джо Байдена», – написал он в соцсети. «Камала сердилась, защищалась и отрекалась от ответственности за проблемы, с которыми сталкиваются американцы», – вторила Вэнсу представитель предвыборного штаба Трампа Кэролайн Ливитт.
Если в симпатизирующей Трампу прессе интервью Харрис оценили как однозначно катастрофу, другие СМИ в целом более осторожны в оценках. Симпатизирующее демократам издание The New York Times ранее упрекало вице-президента в недостаточно активной избирательной кампании. Интервью Fox News оно назвало «наиболее противоречивым» из всех, что дала Харрис, а также продолжением ее сентябрьских дебатов с Трампом. Якобы Байер говорил в манере экс-президента. При этом The New York Times обращает внимание на то, что Харрис получила доступ к аудитории Трампа. В частности, она смогла апеллировать к женщинам, поддерживающим Республиканскую партию, а значит, может быть, кого-то из них смогла переубедить.
Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев считает, что на интервью телеканалу, близкому к республиканцам, Харрис согласилась не от хорошей жизни. «По всей видимости, внутренние замеры общественного мнения, проведенные ее штабом, показали, что она уступает Трампу в колеблющихся штатах – вероятно, в Пенсильвании, но может быть, и в Джорджии или где-то еще», – предположил он в комментарии «НГ». Васильев согласен, что Харрис не проявила себя в интервью как политик, равный Трампу. Ей явно не хватало агрессивности. Вместе с тем Васильев полагает, что это само по себе не скажется на шансах Харрис. Если бы дело было только в этом, то максимум, что ей грозило, – это то, что интервью окажется бессмысленным для ее избирательной кампании: с его помощью она лишь не приобретет новых избирателей.
Но, по мнению Васильева, Харрис сказала очень важную вещь, которая может серьезно повлиять на исход выборов. «Она отмежевалась от Байдена, сказав, что будет проводить другую политику, нежели он. Конечно, тут есть элемент демагогии, тем более что Харрис не объяснила, чем ее курс будет отличаться от нынешнего курса Белого дома. По ее ответам создается впечатление, что ничем. Однако надо учитывать, что у нее уже есть разногласия с Байденом, который, по-видимому, крайне раздражен тем, что она старается дистанцироваться от него. Теперь, когда Харрис открыто от президента отмежевалась, он и, что более важно, та часть Демократической партии, которая его поддерживает, может поставить ей подножку», – полагает эксперт.
А поддержка Байдена очень велика среди афроамериканского электората, на голоса которого очень рассчитывает Харрис. Ее рейтинг среди чернокожих американцев, несмотря на все ее усилия, ниже, чем у президента. Если по тем или иным причинам (допустим, если Байден раскритикует своего вице-президента) явка среди этой категории избирателей будет невысокой, это может помочь Трампу.