На фоне диалога с курдами произошло террористическое нападение на военное предприятие в Анкаре. Фото Reuters
Основатель и идеолог Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдулла Оджалан может выступить в парламенте Турции. С таким предложением выступил лидер Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели, ключевой партнер президента Реджепа Тайипа Эрдогана по правящей коалиции. Лидера военизированной организации могли бы помиловать при условии, что тот призовет соратников сложить оружие. Однако члены РПК демонстрируют недоверие к инициативам Турции.
Предложение Бахчели прозвучало на заседании фракции националистов. Партнер Эрдогана по коалиции заявил, что Оджалан мог бы выступить на одной из парламентских встреч. «Если изоляция главаря террористов будет снята, пусть он придет в парламент, выступит на заседании фракции DEM (системная партия, представляющая интересы курдского населения. – «НГ»)», – сказал Бахчели.
«Пусть объявит, что с терроризмом покончено и что его организация распущена», – предложил политик, который до настоящего момента выступал с «ястребиных» позиций по отношению даже к гипотетической возможности диалога с РПК. «Проблема Турции – не курды, а сепаратистская террористическая организация», – добавил Бахчели и допустил, что Оджалана могли бы помиловать.
Основатель и идеолог РПК с 1999 года отбывает тюремное наказание на острове Имралы в юго-восточной части Мраморного моря. Изначально политик был приговорен к смертной казни, однако позже приговор был смягчен – под давлением части международного сообщества.
В свою очередь, Эрдоган на встрече с активистами своей Партии справедливости и развития (ПСР) назвал возможное выступление лидера РПК и потенциальную сделку с РПК исторической возможностью для страны. «Мы ожидаем, что все поймут, что в будущем в Турции нет места терроризму, – заметил глава государства. – Мы хотим вместе построить Турцию без терроризма. Мои братья и сестры старше 40 лет помнят, каким клубком проблем была старая Турция».
Как отмечают в CNN Turk, Бахчели не мог бы самостоятельно выступить с дипломатической инициативой. В эфире телекомпании отметили, что идея нормализации отношений с РПК является исключительно инициативой ПСР. В CNN Turk обращают внимание, что после открытия 1 октября осенней сессии Великого национального собрания (законодательного органа) Эрдоган и Бахчели провели закрытую очную встречу, после которой стали звучать неожиданные политические инициативы, в том числе по поводу примирения с РПК. По оценкам CNN Turk, правительственный альянс «действует в этом вопросе единым фронтом».
Теперь турецкие политики спорят о том, насколько целесообразно главе военизированной организации, некогда провозгласившей вооруженную борьбу против Турции, предоставлять трибуну в Великом национальном собрании, даже если речь зайдет о выступлении по видеосвязи. Оппозиционные издания делают акцент на том, что до сегодняшнего дня правящие круги предпочитали относиться к феномену РПК с «ястребиных» позиций.
О том, что турецкий истеблишмент рассчитывает заключить мирный договор с РПК, заявляли в этом месяце источники американского издания Al-Monitor. По их словам, Оджалану из тюрьмы не так давно разрешили сделать звонок командирам РПК, которые базируются в Иракском Курдистане, чтобы убедить их сдать оружие. «Оджалан сказал им: пришло время обсудить отказ от вооруженной борьбы», – заявил один из источников. Когда лидера РПК спросили, что будет с судьбой тех, кто сдался, Оджалан вышел из себя и бросил трубку. Впрочем, собеседники Al-Monitor выражали уверенность: «Можно сказать, что начался новый мирный процесс». Анкара, по их словам, сейчас больше взволнована ситуацией в регионе, особенно ирано-израильским конфликтом.
Признаки того, что позиция ПСР по поводу статуса РПК качественно меняется, появились после того, как Бахчели на публике пожал руки депутатам DEM, несмотря на то что эту политическую платформу он долгое время обвинял в терроризме за связи с РПК.
Курдские политики, в свою очередь, считают готовность центральной власти к переговорам очередной авантюрой Эрдогана, рассчитанной на то, чтобы вернуть себе голоса курдских избирателей. ПСР их стремительно теряет, как продемонстрировали результаты последних муниципальных выборов, укрепивших влияние Республиканской народной партии – ключевой оппозиционной силы.
Под вопросом остается и то, как отреагируют на потенциальную сделку между Турцией и РПК другие курдские фракции. В первую очередь это касается отрядов народной самообороны – действующих на северо-востоке Сирии военизированных формирований, которые опираются на поддержку США. Турецкие, иракские и иранские курды, связанные с РПК и филиалами этой военизированной организации, стекались на северо-восток Сирии после начала гражданской войны в 2011 году, сформировав ядро административного и военного персонала в этом автономном регионе. Западные аналитические центры фиксировали раскол между этой группой функционеров и другими группами влияния.
Происшедший 23 октября теракт у одного из объектов турецкой авиакосмической компании TUSAS в Анкаре усилил подозрения, что мирный процесс с РПК под эгидой Анкары пытаются сорвать члены более низкого звена курдской леворадикальной организации. Предположения, что за нападением стоит РПК, появились после того, как МВД признало: среди трех нападавших была женщина, что характерно для курдских левых радикалов. Несколько человек погибли в ходе этой террористической атаки.