В интервью кандидат в вице-президенты Джей Ди Вэнс не стал называть Путина врагом Америки. Кадр из видео NBC News
Результаты общенациональных опросов, проведенных в США за прошлую неделю, показали, что отрыв Камалы Харрис от Дональда Трампа, сохранявшийся в августе-сентябре, исчез. Теперь кандидат от республиканцев пусть и ненамного, но обходит свою соперницу. Отчасти это объясняется ошибками самой Харрис. Отчасти – грамотными действиями команды Трампа, и особенно медийной активностью его кандидата в вице-президенты Джей Ди Вэнса.
По среднему результату 10 опросов, проведенных на прошлой неделе, Харрис впервые после старта своей избирательной кампании уступила сопернику. Отставание символическое: согласно порталу Realclearpolitics, Трамп обходит ее всего лишь на 0,1%. Однако нужно учитывать несколько факторов. Во-первых, как показывает опыт прошлых кампаний, опросы обычно занижают рейтинг Трампа.
Многие американцы просто стесняются сказать социологам, что они поддерживают этого человека: известный по России «эффект Жириновского», когда шельмуемый в прессе политик получает голосов больше, чем ему давали опросы. Во-вторых, Трамп обходит Харрис в колеблющихся штатах (тех, где ни республиканцы, ни демократы не пользуются устойчивой поддержкой большинства избирателей), от которых, по сути, и будет зависеть исход президентских выборов.
Таких штатов сейчас семь: Висконсин, Невада, Мичиган, Пенсильвания, Северная Каролина, Джорджия и Аризона. Согласно опросу, заказанному ABC News, Харрис опережает Трампа, да и то на 1%, только в Висконсине и Мичигане. В остальных она проигрывает. Причем в Джорджии и Аризоне преимущество Трампа составляет 2%. Не недосягаемый отрыв, но в нынешних американских условиях это все же достаточно много.
А ведь еще в конце сентября Харрис обходила своего соперника на солидные 5%. Стараясь объяснить причину столь стремительной утраты такого преимущества, американские комментаторы обычно обращают внимание на ее ошибки. У Харрис не очень получается работать с новым для себя электоратом, не поддерживающим демократов и их повестку и не готовым голосовать за любую альтернативу Трампу. Она, мягко говоря, не впечатляет своими немногочисленными интервью, оценка которых варьируется в диапазоне от «не самое содержательное» до «полный провал». Неудачей, например, сочли большинство опрошенных зрителей ее общение с телеканалом Fox News, близким к республиканцам (см. «НГ» от 17.10.24). К тому же ее кандидат в вице-президенты губернатор Миннесоты Тим Уолц, как оказалось, не может компенсировать медийные неудачи Харрис. Ему явно недостает харизмы и ораторских способностей, он производит впечатление крепкого хозяйственника из провинции, а не потенциального президента. Это сполна проявилось во время его дебатов с Вэнсом. Они состоялись 1 октября, и после них рейтинг Харрис покатился вниз.
Вэнс, напротив, удачно подстраховывает Трампа. При общении с прессой они как бы дополняют друг друга. Если Трамп говорит резко, не стесняется навешивать ярлыки на своих оппонентов, а порой и прямо их оскорбляет, то Вэнс сдержан в выражениях. Он говорит корректно, упирает на логику, а не на эмоции, но при этом не противоречит своему напарнику. Многие трамписты осознают, что 78-летний Трамп в случае победы может не досидеть свой срок в Белом доме. Поэтому им приятно осознавать, что исполнять обязанности главы государства в случае чего будет, так сказать, улучшенная копия их кумира.
Наконец, Вэнс не боится общаться с враждебной аудиторией и, в отличие от Харрис, играет на поле оппонентов относительно удачно. Он дал интервью близкому к демократам телеканалу CNN. Вэнс смог отбить натиск настырного ведущего Джека Таппера, который задавал вопросы о генерале Джоне Фрэнсисе Келли. Тот работал в администрации Трампа, в течение двух лет возглавлял аппарат Белого дома, потом был отправлен в отставку. Теперь Келли раздает интервью, где в крайне резких выражениях высказывается о своем бывшем боссе. По его словам, Трамп в приватных беседах хвалил Гитлера и вообще по своим взглядам «соответствует определению фашиста». Вэнс сумел перевести разговор в спор о том, чья кадровая политика лучше – администрации Джозефа Байдена или его предшественника. Он напомнил, что при действующем президенте – а значит, и при его вице-президенте Харрис – никто не поплатился должностью даже за провальный вывод войск из Афганистана. А при Трампе, говорил Вэнс, проштрафившиеся чиновники (как Келли) легко слетали со своих постов, и так будет впредь, если состоится его возвращение в Белый дом.
Для России же примечательно интервью, взятое телеканалом NBC News в субботу и вышедшее в воскресенье. В ответ на вопрос, кем считает Вэнс Владимира Путина, союзником или врагом, американский политик ответил: «Я думаю, он наш открытый противник. Он конкурент». Вэнс призвал «быть умным в дипломатии» и подчеркнул, что нельзя исключать переговоры «с тем, кто нам не нравится». Делать из этих слов вывод о том, что Трамп и его команда обязательно согласятся на благоприятные Кремлю условия окончания российско-украинского конфликта, конечно, не следует. Но по крайней мере Вэнс еще раз подтвердил, что со сменой президента политика США на данном направлении изменится.
Также преждевременен вывод о том, что Трамп, захватив лидерство в предвыборной гонке, удержит его до 5 ноября, дня основного голосования. Его отрыв от Харрис крайне невелик, а время, чтобы наверстать упущенное, у нее еще осталось. Надеясь вырваться вперед, команда демократов пускается на рискованные новшества. Так, активную агитацию против Трампа начала бывший член Палаты представителей Лиз Чейни. Она – республиканка, но пользуется репутацией внутрипартийной «диссидентки». Чейни – одна из немногих видных деятелей партии, не поддерживающих Трампа. Вместе с тем избиратели помнят о ее отце, Дике Чейни. Он работал на видных постах в администрациях четырех республиканских президентов. Критика Лиз Чейни может быть воспринята избирателями и как доказательство того, что Трамп противостоит не просто Харрис, а политическому истеблишменту страны – тому самому «глубинному государству» и «вашингтонскому болоту», которые он не устает клеймить в своих речах.