Фото Reuters
Опрос о политических предпочтениях немецких журналистов, проведенный институтом по изучению общественного мнения Forsa за год до федеральных парламентских выборов, принес любопытные результаты. Оказалось, что 41% репортеров и колумнистов ориентируются на партию «Зеленых» и придерживаются позиции этой политической силы.
По оценке еженедельника Focus, в принципе ничего удивительного в том, что немецкие журналисты предпочитают «Зеленых», нет. Партия «Союз 90/Зеленые» в основном представлена интеллигенцией крупных городов. Это та среда, откуда вышли и выходят сотрудники большинства немецких газет, журналов, радио и телевидения.
Обращает на себя внимание, что правых популистов из «Альтернативы для Германии» в немецкой пишущей среде не поддерживает никто, а «Альянс Сары Вагенкнехт» может опереться только на 1% журналистов. Этим зашкаливающая в немецких СМИ русофобия легко объяснима. Перефразируя известную поговорку, можно сказать: «Скажи, что ты читаешь, слушаешь и смотришь, и я скажу, кто ты есть».
Не случайно, согласно опросам, проведенным через восемь месяцев после начала СВО, 88% западных и 77% восточных немцев усматривали в России угрозу. Тогда исследование осуществлялось институтом по изучению общественного мнения Infratest. Подобный опрос, проведенный в апреле текущего года, пишет мюнхенская газета Merkur, показал, что только сторонники правых популистов и Сары Вагенкнехт не разделяют точку зрения, что Россия угрожает Европе. А это – не более трети немецких избирателей.
Что касается симпатий по отношению к другим политическим силам Германии, то опрос дал следующие результаты. Социал-демократов (СДПГ) поддерживают 16% опрошенных журналистов, а христианских демократов (ХДС) – только 8%. Левой партии симпатизируют 6% сотрудников СМИ, а свободным демократам (СвДП) – 3%.
Действительно, независимых журналистов в Германии только 23%. Они не поддерживают никакое политическое течение и стараются быть объективными. Но этого явно немного для формирования общественного мнения. Не случайно, что антироссийский тон, будь то происки русских шпионов или запрет на деятельность российских СМИ в Германии, задает главным образом немецкий МИД, находящийся в руках «Зеленых».
Понятно, что формирование общественного мнения в Германии находится под сильным влиянием «Зеленых». И неудивительно, что даже крупные провалы в экономике (ведь Министерство экономики и климата тоже находится в руках «Зеленых»), а страна третий год подряд не вылезает из рецессии, судя по опросам общественного мнения в масштабах всей Германии, позволяют «Зеленым» набирать весьма неплохие результаты (9–11%).
Если бы не поддержка «зеленой» прослойки в прессе, сегодня можно было бы говорить об исчезновении партии «Зеленых» с политической сцены Германии. Предстоящий в ноябре партийный съезд «Зеленых» должен дать оценку их многочисленных провалов и выработать новый курс с целью на выборы 2025 года.
Если сравнить результаты опросов предпочтений журналистов и симпатий немецких избирателей, то окажется, что только у СДПГ рейтинги примерно равны. Согласно последнему социологическому исследованию, за социал-демократов будут голосовать 16% избирателей, и столько же журналистов на них ориентируются.
Это связано с сильными медийными традициями немецкой социал-демократии, которые чуть ли не с позапрошлого века уделяли внимание созданию собственной партийной прессы. Такая пресса, впрочем, имелась и у Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) в ГДР, и после объединения страны многие восточногерманские газеты сохранили свои названия, хотя с приходом новых владельцев изменили содержание.
Да и процент голосов, которые сейчас получает на опросах Левая партия, считающаяся правопреемницей СЕПГ, соответствует проценту симпатизирующих ей журналистов.
Наибольшее несоответствие в опросах избирателей и журналистов проявилось в отношении консервативного политического спектра. Сравнительно небольшое число (8%) ориентирующихся на христианских демократов журналистов никак не соответствует роли этой партии в стране. Ведь за ХДС готовы, согласно последнему опросу, голосовать уже 32% избирателей. Впрочем, это может говорить и о том, что большой процент поддержки отражает скорее протестный характер голосования, связанный с тяжелым экономическим положением Германии, а не с разделением консервативных ценностей этой партии.