Госсекретарь США Энтони Блинкен и министр иностранных дел Италии Антонио Таяни должны обсудить, что же лучше для G7 – выполнять ордер МУС или нет. Фото Reuters
Открывшаяся в понедельник, 25 ноября, двухдневная встреча министров иностранных дел «большой семерки» в значительной мере оказалась посвящена внеплановому вопросу. Они обсуждали, как относиться к выписанному Международным уголовным судом (МУС) ордеру на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и экс-министра обороны этой страны Йоава Галанта. Единой позиции на этот счет нет. США выступают за то, чтобы проигнорировать ордер, по меньшей мере три страны G7 придерживаются противоположной позиции. Сам факт того, что такой вопрос становится предметом обсуждения, наносит существенный удар по авторитету МУС.
Италия – страна-председательница G7 в этом году. Соответственно и встреча министров состоялась на ее территории: в городах Ананьи и Фьюджи, недалеко от Рима.
Российско-украинский конфликт – привычная за последнее время тема такого рода переговоров – отнесен к обсуждению на второй день. А первый день встречи был посвящен Ближнему Востоку, в том числе неожиданно возникшему вопросу: как относиться к ордеру МУС? Суд в Гааге обязал арестовать Нетаньяху, Галанта и одного из лидеров ХАМАС Мохаммеда Дейфа (Абу Халида), если тот, разумеется, жив (израильтяне сообщали, что во время одной из операций им удалось убить этого организатора нападения 7 октября 2023 года, унесшего жизни около тысячи человек – жителей еврейского государства).
Не выполнить ордер – значит поставить под сомнение все аналогичные ордера, выписанные МУС. А он намеревается судить и Владимира Путина. Вместе с тем, как показали уже заявления, сделанные перед встречей в Италии, арест Нетаньяху может создать очень серьезные проблемы многим странам G7.
Особое значение в этой связи имеют двусторонние переговоры главы МИД Италии Антонио Таяни и госсекретаря США Энтони Блинкена, которые прошли в ходе встречи G7. Дело в том, что итальянские власти оказались главными публичными критиками решения МУС в Евросоюзе. Премьер-министр Италии Джорджия Мелони сочла его способом оправдать ХАМАС. Еще более воинственно настроен ее союзник по правящей коалиции вице-премьер Маттео Сальвини. Он прямо и без обиняков сказал, что Италия выполнять ордер МУС не будет и Нетаньяху может приезжать в эту страну. Правда, даже в итальянском правительстве есть министры, у которых имеется противоположное мнение на этот счет.
За выполнение ордера на арест с той или иной долей категоричности высказались Германия, Великобритания и Канада. МИД Франции ограничился лишь заявлением о том, что эта страна «принимает к сведению» решение МУС. Не определена пока позиция Японии. В этих условиях принципиально важно, какие формулировки будут записаны в коммюнике встречи глав МИД. Если там все же поддержат решение МУС, значит, Нетаньяху стоит беспокоиться. Если же нет – то никаких правовых последствий для стран, не согласившихся выполнять ордер, скорее всего не последует.
Необходимо учитывать, что в Римском статуте (документе, на основании которого действует суд в Гааге) многое весьма нечетко прописано. Там есть противоречивые моменты. Например, указано, что выполнение решений МУС не должно противоречить международным обязательствам, взятым на себя странами, а также принципу дипломатической неприкосновенности. Основываясь на этих формулировках, Монголия отказалась арестовать Путина, когда он приехал в эту страну. Кроме того, единственная мера, которую имеет право применить МУС к не желающему выполнять его решения, – это призвать к международным санкциям против нарушителя. А санкции Запада против, например, Италии представляются сейчас чем-то из области фантастики.
В весьма щекотливом положении находятся два участника встречи G7 – Блинкен и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. И тот и другой скоро покинут свои посты. Срок полномочий Борреля заканчивается, а Блинкен перестанет быть госсекретарем в январе, когда приступит к своим обязанностям новый президент США Дональд Трамп. Главой американской дипломатии тогда с высокой долей вероятности станет Марко Рубио. Он, как и Трамп, симпатизирует Израилю, а также его нынешнему премьеру и не симпатизирует многим международным структурам, в числе которых и МУС. Напомним, что при первом сроке Трампа против судей данного суда действовали санкции. Поддержав ордер на арест, Блинкен и уходящий президент США Джозеф Байден противопоставят себя приходящей администрации, то есть сделают то, чего они в последнее время стараются избегать. Байден хочет уйти с поста с лаврами объединителя американского общества, а не с репутацией того, кто не смирился с поражением и поэтому хочет испортить жизнь Трампу. Значит Блинкен скорее всего не поддержит ордер.
Боррель, в свою очередь, тоже не горит желанием прослыть разжигателем ненужных споров в ЕС. Следовательно велика вероятность, что он в отличие от Блинкена будет настаивать на компромиссных формулировках коммюнике.