Премьер-министр Дании Метте Фредериксен хочет, чтобы страны ЕС больше тратили на оборону. Фото Reuters
Под лозунгом «Сильная Европа в меняющемся мире» Дания со вторника, 1 июля, на полгода встала у руля Евросоюза. Приоритетами восьмого в истории королевства председательства в ЕС заявлены три направления – безопасность, конкурентоспособность и зеленый переход. По словам датского министра по вопросам Европы Марие Бьерре, главное внимание будет уделяться наращиванию обороны ЕС, поддержке Киева и переговорам о вступлении в Евросоюз с Украиной, Молдавией и рядом балканских стран.
Официальный старт датского председательства в Совете ЕС состоится 3 июля в городе Орхус, что на востоке полуострова Ютландия, куда прибудет руководство Евросоюза. Предвосхищая это событие, спикер Европейского парламента Роберта Метсола заявила об отсутствии сомнений в том, что датское председательство будет успешным. Она похвалила Данию как «прагматичное и ориентированное на консенсус государство» и выразила уверенность в ее способности эффективно руководить ЕС в период геополитических вызовов. Председательство к Дании перешло от Польши, которая среди важнейших достижений первой половины 2025 года выделила законодательные решения о беспрецедентных инвестициях в оборону и безопасность, принятые в рекордно короткие для ЕС сроки. По словам главы МИД Польши Радослава Сикорского, Европа восприняла аргументы Варшавы о том, что Россия является долгосрочной угрозой для ЕС и выработала ряд эффективных инструментов, повышающих ее безопасность.
Продолжая линию Варшавы, Копенгаген будет работать «над созданием сильного и решительного ЕС, который берет на себя ответственность за собственную безопасность и укрепление своей конкурентоспособности», – говорится на сайте датского председательства.
Как рассказала Марие Бьерре, Дания будет «добиваться значительного увеличения национальных оборонных бюджетов и усиления защиты критически важной инфраструктуры, такой как кабели и трубопроводы».
Приоритетным также будет «повышение общей готовности ЕС к реагированию на потенциальные угрозы», исходящие, по ее словам, от Москвы.
Неудивительно, что Копенгаген будет продвигать максимально болезненные санкции против России. В этом плане Дания может оказаться даже более жесткой, чем Польша, в период председательства которой было принято два пакета санкций – 16-й и 17-й. Королевство выступает за тотальный отказ странами ЕС от импорта российских энергоносителей и введение новых рестрикций в отношении танкеров, которые транспортируют российскую нефть. Именно Дании придется убеждать Словакию и Венгрию стать более уступчивыми при согласовании 18-го пакета антироссийских санкций.
Дания взяла на себя ведущую роль в мониторинге безопасности Балтийского моря, указав на растущие угрозы со стороны РФ. Она приводит в пример такие «гибридные атаки», как повреждение подводных кабелей якорями судов и нарушение сигналов GPS. С подачи Копенгагена страны ЕС обсуждают планы по захвату в Балтийском море танкеров теневого флота РФ. А в качестве обоснования могут использовать международное право в области защиты экологии и борьбы с пиратством.
В рамках ЕС Копенгаген будет культивировать курс на военную, политическую и экономическую поддержку Украины. Сам он в этом году на военную помощь Киеву выделил порядка 1,35 млрд долл., а всего с начала СВО его поддержка составила 7,5 млрд.
Премьер-министр Дании Метте Фредериксен подчеркнула, что поддержка Киева остается на первом месте в повестке дня, поскольку безопасность Европы начинается с Украины. На недавнем саммите НАТО в Гааге она встретилась с украинским президентом Владимиром Зеленским и обговорила с ним детали планов по совместному производству вооружения на территории королевства. Дания станет первой страной, с которой Украина запустит подобный проект.
По словам старшего научного сотрудника Центра европейской безопасности ИМЭМО РАН Владимира Оленченко, в Дании действует программа долгосрочной поддержки Украины, предусматривающая организацию на своей территории производства оружия для ВСУ. «Соединение курса на военную поддержку Украины с приоритетом наращивания оборонных бюджетов превращает датскую повестку председательства в ЕС в откровенно милитаристскую и агрессивную. Если учесть, что лейтмотив датского председательства – укрепление единства ЕС, то получается, что основой единства предлагается всеобщая милитаризация Европы», – сказал эксперт «НГ».
В этой связи возникает вопрос. «Чем ЕС в своем нынешнем виде отличается от деятельности НАТО на российском направлении? Логичной становится и постановка вопроса о том, чем в таком случае эвентуальное членство Украины в ЕС отличается от эвентуального членства в НАТО?» – рассуждает Оленченко.
Дания намерена содействовать продвижению Украины к членству в Евросоюзе, несмотря на блокирование Венгрией переговоров между Киевом и Брюсселем. «К сожалению, Венгрия блокирует, и мы пытаемся оказать на нее максимальное давление, а также делаем все возможное, чтобы Украина продолжила необходимую работу по реформированию», – цитирует Бьерре Reuters. Датский министр выразила готовность быстро закрыть разделы переговоров о вступлении между Украиной и ЕС, когда этот процесс удастся разблокировать.
Если же к концу лета выяснится, что Венгрия не готова на уступки, в ЕС под руководством Дании могут обратиться к плану Б. Речь идет о сценарии проведения неофициальных, так называемых параллельных переговоров о вступлении Украины в ЕС в обход Будапешта. Первые шаги в его реализации уже сделаны, хотя официально об этом предпочитают не сообщать.
У нового председателя ЕС будут проблемы и с выстраиванием отношений с США, которые при президенте Дональде Трампе отличаются непредсказуемостью. «В Копенгагене озабочены американскими претензиями на Гренландию, входящую в состав Дании. Их регулярно публично озвучивает Трамп, который даже не исключал возможности применения военной силы для получения контроля над островом. Другая сложность – стремление президента США установить неблагоприятный для ЕС тарифный режим в торговле», – отметил Оленченко.
По его словам, в Дании все же надеются избежать словесных и дипломатических перепалок с Трампом. Видимо, поэтому гренландский вопрос в программе председательства Дании в ЕС не упоминается.