Даже помогая Украине, Трамп в первую очередь думает о поддержании американской военной мощи. Фото Reuters
Президент США не перестает удивлять сограждан и мир. Дональд Трамп объявил о смене курса в отношении России, но сделал это так, что одни упрекают его в слабости, другие, наоборот, хвалят за решительность. Непосредственным итогом президентского демарша стал перенос до осени принятия Конгрессом США, казалось бы, уже согласованного законопроекта, сулившего серьезные проблемы для экспорта российских энергоресурсов. Трамп, вольно или невольно, подыграл РФ или усилил украинские позиции? Ответы на этот вопрос даются разные. Ясно только, что Трамп поддержал ВПК своей страны и ослабил ВПК ЕС. В Кремле же решили взять время на изучение сказанного президентом США.
Напомним, что в понедельник Трамп объявил о начале широкомасштабных поставок вооружений Киеву – это то, что он ранее называл «сюрпризом для России». Принципиальное отличие от аналогичных решений, принимаемых при Джозефе Байдене, заключается в данном случае в том, что теперь американское оружие будет выделяться не напрямую и бесплатно из запасов Пентагона, а приобретаться за свой счет европейскими союзниками США по НАТО. Они уже будут или передавать (перепродавать?) его Украине, или отдавать ей свое вооружение, замещая отданное американскими поставками. Трамп в очередной раз проявил себя не столько как политик, сколько как оборотистый бизнесмен: и Киеву помог, и американский военно-промышленный комплекс уважил, увеличив его прибыли и сузив рынок сбыта продукции европейских оружейников. Следует также участь, что Трамп не первый год выступает с идеей выравнивания баланса в торговле между США и ЕС. Именно поэтому он грозит тарифной войной чуть ли не всему миру. Увеличив закупки американских вооружений, европейцы снимут часть претензий Трампа к ним.
Больше вопросов вызвала другая инициатива американского президента. Он дал Кремлю 50 дней на то, чтобы примириться с Украиной – иначе, с помощью запретительных пошлин, Трамп сделает так, что российскую нефть никто не будет покупать. Эта угроза пока никого не напугала (а российский фондовый рынок даже обнадежила: все-таки это значит, что до осени удара по экспорту российских энергоносителей точно не будет) и привела только к тому, что американские сенаторы решили повременить с принятием закона о вторичных санкциях. Лидер республиканского большинства в Сенате Джон Тьюн объяснил это тем, что Трамп решил «сделать часть работы самостоятельно». Законопроект предусматривает повышение тарифов на импорт в США из стран, закупающих российские энергоносители, на 500% (заведомо неосуществимая мера, если применить ее даже не ко всем, а хотя бы к крупнейшим покупателям – Индии и Китаю). А Трамп сказал, что повысит тарифы только на 100%. Это более реально. Правда, повышая тарифы своим решением, а не с санкции Конгресса, Трамп берет на себя большую ответственность и риск. Скорее всего ему придется воспользоваться законом о международных чрезвычайных экономических полномочиях (International Emergency Economic Powers Act, IEEPA). На основании IEEPA президент имеет право вводить запретительные пошлины в случае угрозы безопасности США. Соответственно у его оппонентов есть хорошая возможность оспорить это решение в суде. Достаточно доказать, что российско-украинский конфликт не представляет непосредственной угрозы Америке.
А в том, что желающие мешать Трампу в США найдутся, убеждает уже первая реакция на его речь: недовольные ею есть даже в Республиканской партии. Президента публично раскритиковал его бывший советник Стив Бэннон. Этот идеолог наиболее радикального крыла движения трампистов (в США оно, напомним, именуется аббревиатурой MAGA – от слогана Make America Great Again) в своем подкасте обвинил Трампа в измене обещанию сосредоточится на Китае, а не на РФ.
«Оружейное лобби довольно: производители вооружений получили новые контракты. Поэтому вряд ли многие в партии будут против снабжения Украины. Сложнее с пошлинами: пока все пытаются понять, что Трамп имел в виду», - сказал «НГ» американист Павел Шариков. Так что, возможно, недовольные в партии еще будут.
А пока поворот курса Трампа критикуют по большей части слева, оппоненты от Демократической партии и в симпатизирующих демократам СМИ. Главные вопросы вызывает то, почему на окончание боевых действий отведено так много времени. «Президент Трамп фактически дал Владимиру Путину необычайный зеленый свет: 50 дней на завершение его жестокого летнего наступления на Украину, прежде чем ему придется столкнуться с какими-либо последствиями», – возмущались в эфире телеканала CNN. В издании The Hill решение Трампа раскритиковали полковник армейской разведки в отставке Джонатан Суит и колумнист Марк Тот. Они написали, что «хотя сделанное в понедельник заявление и является шагом в правильном направлении, на первый взгляд оно больше похоже на чрезмерно реактивную и оборонительную стратегию бывшего президента Джо Байдена» по оказанию помощи Украине, «которая уже провалилась».
Среди хора ругающих Трампа в американских медиа выделяется газета The Washington Post. Там проводится мысль, что 50 дней нужны для организации поставок вооружений Киеву и подготовке переговоров с покупателями российских энергоносителей. До осени, считают в The Washington Post, не следует ожидать решительных успехов РФ на поле боя, «поскольку огромное количество беспилотников с обеих сторон делает наступление войск крупными силами слишком рискованным». Реальную проблему для Украины, полагают авторы газеты, представляют российские удары с воздуха по тылам. Но первым делом американцы поставят ей дополнительные средства ПВО. Газета делает вывод, что ультиматум Трампа – это «хорошая новость для Украины и дела свободы».
Следует заметить, что реакция украинского президента Владимира Зеленского на речь главы Белого дома оказалась довольно сдержанной. Он лишь отметил, что «ценит готовность» предоставить его стране дополнительные средства ПВО. Так же сдержанно прореагировали на речь Трампа в Кремле. «Заявления президента США весьма серьезны. Что-то в них адресовано лично президенту Путину. Нам, безусловно, нужно время для анализа сказанного в Вашингтоне», – сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, «если и когда президент Путин посчитает необходимым, он это обязательно прокомментирует».