0
4096
Газета В мире Интернет-версия

21.08.2025 20:03:00

Запад вступает в ледокольную гонку с Россией

Вашингтон усиливает влияние в Арктике

Тэги: сша, канада, финляндия, ледокольный флот, арктика


сша, канада, финляндия, ледокольный флот, арктика Главы финской и канадской компаний Ким Салми и Джеймс Дэвис, ответственные за строительство нового ледокола, рады предстоящему сотрудничеству. Фото Reuters

В стадию реализации вступила заключенная летом 2024 года США, Канадой и Финляндией договоренность, направленная на то, чтобы ликвидировать отставание от РФ по количеству и качеству ледокольного флота. Запущено строительство ледокола Polar Max. Он станет самым большим и современным для Канады. Однако сотрудничество, мотивированное только геополитическими целями, неизбежно столкнется с серьезными препятствиями.

В Финляндии на торжественной церемонии объявили о начале работы над новым ледоколом Polar Max для Канады. Его построят к 2030 году. Строительство сначала будет проходить на верфи в Хельсинки, а затем ледокол достроят в Леви, что в канадской провинции Квебек. Ожидается, что судно будет способно преодолевать лед толщиной до 6,4 м и выдерживать сильные перепады температур, характерные для Арктики. В открытии проекта приняли участие канадский министр оборонных закупок Стивен Фур, министр экономики Квебека Кристофер Ските, а также главы компаний, осуществляющих строительство: канадец Джеймс Дэвис и финн Ким Салми. Это первый проект в рамках трехстороннего партнерства США, Канады и Финляндии.

О создании Пакта ICE (сокращение от Ice-Breaker Collaboration Effort – сотрудничество в области строительства ледоколов) в Белом доме объявили в июне 2024 года. Выбор именно таких участников данного соглашения не случаен. Финляндия относится к числу мировых лидеров в производстве кораблей, пригодных для плавания в условиях Арктики. При этом доступа к Северному Ледовитому океану она не имеет. Строительными и проектировочными мощностями североевропейской страны планируют воспользоваться американцы и канадцы, контролирующие обширные пространства Арктики. В июне 2024 года, заключая Пакт ICE, тогдашний американский президент Джозеф Байден говорил о необходимости спустить на воду 70–90 ледоколов в ближайшие 10–15 лет.

Ни при прошлой, ни при нынешней администрации Белого дома нисколько не скрывается, что усилия США, Канады и Финляндии направлены на то, чтобы попытаться составить конкуренцию российскому ледокольному флоту в северных морях. Однако достичь этой цели на практике может оказаться гораздо сложнее, чем предполагают официальные лица стран Запада.

По разным оценкам, у Финляндии насчитывается от 8 до 11 ледоколов. У Канады – 17. В настоящее время она строит еще два крупных ледокола, Arpatuuq и Imnaryuaq, которые планируется спустить на воду к 2030 году. В США дела с судами, подходящими для плавания во льдах, обстоят плохо. USCGC Polar Star – это единственный до сих пор пригодный к эксплуатации ледокол, который был построен аж в 1976 году. До 2020 года также использовалось судно USCGC Healy, однако пять лет назад на нем произошло возгорание, и корабль до сих пор не пригоден к использованию.

Россия, как ранее СССР, обладает самым мощным ледокольным флотом в мире. Он состоит из 46 судов, восемь из которых являются атомными – пока единственными в мире. С учетом этого планы США, Канады и Финляндии составить конкуренцию РФ кажутся невыполнимыми даже с учетом амбициозных целей трехстороннего пакта.

Уделять внимание Арктике в США начали слишком поздно. Для СССР, а затем и России развитие Северного морского пути было стратегически важной задачей для обеспечения безопасности в Заполярье и снабжения городов Крайнего и Русского Севера. Главный транспортный коридор, связывающий западное и восточное побережье США, проходит через Панамский канал, а не Арктику. Климатические изменения и повышение температуры на полюсах делают освоение Севера более доступным. Однако это все равно долго, сложно и дорого, хотя, конечно, сулит некоторые выгоды. И нынешний президент США Дональд Трамп их видит.

Достаточно вспомнить о его притязаниях на Гренландию, о которых он заявил после победы на выборах, связанных именно с желанием усилить американское присутствие в регионе. Присоединив управляемый Данией остров, можно было бы расширить подконтрольные стране территории за полярным кругом. В настоящее время президент США к этой идее охладел, но, возможно, это объясняется только тем, что он слишком занят на других внешнеполитических направлениях.

Не отвергает Трамп и возможность увеличения северного флота страны. На саммите НАТО в июне глава Белого дома сказал, что США не прочь купить до 15 ледоколов финского производства. Вероятность того, что это намерение так и останется намерением, есть. Для Вашингтона усиление позиций в Арктике – это часть геополитической игры, а не крайняя необходимость. Поэтому и пакт ICE в первую очередь преследует не экономические цели, а политические: уменьшить влияние в регионе России, а также Китая. КНР проявляет большой интерес к Арктике, что действующего президента, рассматривающего Пекин как главного соперника Вашингтона на мировой арене, не может не беспокоить.  


Читайте также


Генштаб ВСУ может нацелить "Барракуды" на энергообъекты России

Генштаб ВСУ может нацелить "Барракуды" на энергообъекты России

Владимир Мухин

По оценкам западных экспертов, Киев готовит крупное наступление на Крым

0
511
Хуситы угрожают энергогигантам США

Хуситы угрожают энергогигантам США

Игорь Субботин

Йеменские боевики аннулировали режим прекращения огня

0
1219
Республиканцы и демократы оставили американских госслужащих без денег

Республиканцы и демократы оставили американских госслужащих без денег

Геннадий Петров

Противники и сторонники Трампа перекладывают друг на друга вину за шатдаун

0
975
Балтийский котел закипает

Балтийский котел закипает

О нарастающем военном противостоянии во внутреннем европейском море

0
1284

Другие новости