Глава МИД Южной Кореи Чо Хён подчеркнул, что его страна будет оказывать Украине только гуманитарную помощь. Фото Reuters
Клубок противоречий на Корейском полуострове, накапливавшийся с середины прошлого века, не распутаешь за один день. Но новый президент Южной Кореи Ли Чжэ Мен пытается выправить проамериканский крен во внешней политике страны, развивая связи с Россией и Китаем. Он заявил, что нет нужды нагнетать напряжение в отношениях с Москвой. Курс, по его словам, должен быть прагматичным. Руководствуясь этой линией, Сеул также объявил, что не станет устанавливать дополнительных рестрикций против РФ. Комментаторы «НГ», однако, отмечают, что далеко отойти от традиционной политики Сеулу не позволят риск возможной войны с КНДР и давление Вашингтона.
С приходом к власти в Южной Корее президента Ли Чжэ Мена во внешнеполитическом курсе Сеула произошли определенные подвижки. В беседе с «НГ» заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов отметил: «Пока есть только надежды на потепление отношений с Россией. Президент Ли Чжэ Мен переговорил в первую очередь по телефону с союзниками – лидерами США и Японии. В эти страны он направил и специальных посланников. В Россию он таких важных чиновников не отправлял. А затем президент Южной Кореи сам совершил визиты в Японию и США».
Для руководства Южной Кореи главное – военный союз с США. Поэтому оно старается подобрать ключик к сердцу президента США Дональда Трампа. В Сеуле опасаются, что Россия оказывает военную помощь Северной Корее.
«Я только что побывал в Южной Корее. Мои собеседники подчеркивали, что, пока продолжаются военные действия на Украине, практических шагов по расширению отношений с Москвой от Сеула не ожидают. Но может быть, будут приняты меры по развитию связей в сфере бизнеса, – рассказывает Воронцов. – Правда, позитивным моментом стало то, что новым послом Корейской Республики в России вновь был назначен Ли Сок Пэ. Он профессиональный русист, хорошо знает русскую культуру. Это позитивный момент. В Южной Корее нет в обществе такой русофобии, как в Западной Европе. К России люди относятся хорошо».
Хотя залпы войны на Корейском полуострове не звучат уже более 70 лет, напряженность там не спадает. Это нашло отражение во время заседания Совета Безопасности ООН 24 сентября, посвященного Украине. На нем министр иностранных дел Южной Кореи Чо Хён, следуя традиционной линии Сеула идти за старшими военными партнерами, говорил о помощи, которую его страна намерена оказать Украине. Это область здравоохранения, энергетики, инфраструктуры, образования; могут быть объявлены и дополнительные меры. Что это за «дополнительные меры», министр не уточнил. Но при Юн Сок Еле, бывшем президенте, Южная Корея предоставляла Киеву некоторые материалы военного назначения. А нынешний глава государства еще во время предвыборной кампании говорил, что нет никакой нужды нагнетать напряжение в отношениях с Россией.
Курс на развитие нормальных отношений с Россией президент Ли Чжэ Мен подкрепил новой инициативой, направленной на разрядку на Корейском полуострове. Он провозгласил «реалистичный план мира». План предусматривает, что прежде всего следует развивать обмен людьми и меры доверия между Югом и Севером. А требование о том, чтобы Пхеньян отказался от ядерного оружия, будет положено на полку.
Как пишет газета South China Morning Post, эта инициатива означает отход от единой позиции, которую раньше занимали и Сеул, и Вашингтон. Они говорили, что Пхеньян должен встать на путь денуклеаризации, и только после этого он может рассчитывать на дипломатическое признание со стороны США.
Президент Ли использовал также трибуну проходящей сейчас Генеральной Ассамблеи ООН, для того чтобы приобщить к своей инициативе международную общественность. Выступая с речью, он высказал похвалу ООН, утверждая, что именно благодаря этой всемирной организации Южная Корея поднялась из руин после войны и превратилась в развитую индустриальную страну. Касаясь своей инициативы, президент разъяснил, что она предполагает один шаг за другим – сначала «обмены», потом «нормализация», потом «денуклеаризация».
Вопрос в том, как будет реагировать Север. Обнадеживающим знаком, по мнению комментаторов в Восточной Азии, служит то, что лидер КНДР Ким Чен Ын тепло отозвался о своих встречах с Трампом. Однако, выступая на заседании парламента, он подчеркнул, что не намерен когда-либо возобновлять диалог с Южной Кореей.