Штаты намерены привлекать свои Военно-морские силы для контроля за венесуэльскими танкерами.
Фото Reuters
В четверг, 18 декабря, нефтяные котировки опускались ниже 60 долл. за баррель нефти марки Brent. Днем ранее цены росли на фоне геополитических рисков, связанных с Россией и Венесуэлой. Котировки нефти колеблются между ростом и снижением, так как участники рынка пытаются оценить вероятность последствий борьбы Вашингтона с Каракасом, а также риски новых санкций в отношении энергетического сектора России. Эксперты же указывают на возможные проблемы с пополнением российского бюджета в 2026 году из-за слишком оптимистичных базовых прогнозов мировых цен черного золота.
На общий тренд снижения мировых нефтяных цен накладывается реакция рынков на возможный конфликт вокруг Венесуэлы. На этой неделе президент США Дональд Трамп распорядился применить режим блокады в отношении всех нефтяных танкеров, которые находятся под санкциями и направляются в Венесуэлу или из нее, а также объявил о признании нынешних властей этой страны иностранной террористической организацией. Трамп также пообещал усилить военную активность США вокруг Венесуэлы. Он, в частности, потребовал от Каракаса вернуть «украденные» у США нефть, землю и иные активы. «Права на землю, нефть, все, что было, у нас это отобрали, потому что у нас был президент, который, возможно, просто не следил за происходящим», – заявил он.
Американская пресса уверяет, что Штаты готовятся нанести точечные удары по наземным целям в Венесуэле. Конфликт может начаться с операций в киберпространстве и подавления спутниковой связи, чтобы лишить Каракас возможности использовать свои системы ПВО.
На прошлой неделе США с использованием авианосца Gerald R. Ford захватили танкер с венесуэльской нефтью в Карибском море. Дональд Трамп тогда заявил, что США планируют оставить нефть себе. Позже пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт сообщала, что США намерены конфисковать задержанный возле побережья Венесуэлы танкер и перевозившуюся на нем нефть. Трамп также начал рассматривал возможность проведения наземной кампании против этой страны. После последних заявлений Трампа танкеры с венесуэльской нефтью начали сопровождать ВМС Венесуэлы.
В венесуэльской государственной нефтяной компании PDVSA уверяют, что экспорт нефти и нефтепродуктов Венесуэлы осуществляется в обычном режиме, а танкеры, задействованные в операциях, продолжают навигацию с полным техническим и страховым обеспечением. В PDVSA подчеркнули, что морские перевозки ведутся в рамках законного осуществления права на свободную навигацию и свободную торговлю, которые защищены нормами международного права.
Подобные заявления Трампа тем не менее вызвали глобальную политическую напряженность, однако снизили опасения по поводу растущего избытка мировой нефти.
|
|
Президент США Дональд Трамп требует от Каракаса вернуть «украденную» у Штатов нефть. Фото Reuters |
В TankerTrackers.com при этом подсчитали, что под санкции США попали 40%, или почти 180 танкеров, перевозивших венесуэльскую нефть в последние годы, а большую часть венесуэльской нефти покупает Китай. Согласно подсчетам аналитиков ING, блокада Венесуэлы может повлиять на ее экспорт нефти в объеме 600 тыс. барр. в сутки (б/с), в основном в Китай. При этом экспорт в США в размере 160 тыс. б/с, скорее всего сохранится.
На нефтяной рынок, вероятно, будет оказывать влияние не только «фактор Венесуэлы». Западные агентства также сообщают о проработке Штатами санкций в отношении российского энергетического сектора, которые могут ввести, если РФ отклонит предложения по урегулированию конфликта на Украине. Указывается, что президент США Дональд Трамп пока не принял решения по новым санкциям в отношении России. По их данным, в Вашингтоне рассматривают варианты таких санкций, как ограничения против танкеров и трейдеров, которые занимаются экспортом российской нефти. Не исключается, что о новых санкциях Вашингтон может объявить уже на этой неделе.
Кроме того, в четверг Совет Евросоюза ввел санкции в отношении 41 танкера, которые, по утверждению европейской стороны, перевозили российскую нефть в обход ограничений. Суммарно число судов, попавших в санкционный список по этой причине, достигло почти 600. Как говорится в заявлении ЕС, санкции затронули танкеры, «обходящие механизм ограничения цен на нефть или поддерживающие энергетический сектор России, а также суда, ответственные за перевозку военной техники для РФ». Великобритания также в четверг включила в санкционный список ряд российских нефтегазовых компаний.
Дополнительные меры, направленные на ограничение поставок нефти из России, могут создать еще более серьезные риски для предложения на рынке, отмечают эксперты ING. «С учетом прогнозов избытка предложения на рынке и того факта, что Brent торгуется по 60 долл. за баррель, у Трампа есть возможность быть более агрессивным в плане санкций», – говорится в обзоре ING.
Данные Министерства энергетики США показали снижение запасов нефти в стране на 1,27 млн барр. на прошлой неделе. Товарные запасы бензина выросли на 4,81 млн барр., дистиллятов – на 1,71 млн барр.
При этом эксперты сомневаются, что текущие геополитические события окажут весомое влияние на нефтяные котировки. «Без усилий ОПЕК+ по стабилизации рынка падение цены до конца года может возобновиться и Brent скорректируется до 58 долл. за баррель. На ближайшую неделю прогнозируем для нее диапазон в 58–62 долл.», – сообщает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
Руководитель центра по аналитике российских акций «БКС Мир инвестиций» Кирилл Бахтин также считает, что эффект для нефтяных цен будет умеренным – не более 5 долл. за баррель. «Объемы производства нефти Венесуэлы для поставок на мировой рынок составляет сейчас примерно 0,7 млн б/с, и их выпадение из баланса не покроет и четверти образовавшегося на рынке нефти профицита в 4 млн б/с. Если 10 лет назад доля страны в мировом производстве нефти составляла 3%, то в последние годы это 1%», – подчеркивает он.
Тем не менее, продолжает эксперт, геополитический риск конфликта в Венесуэле может затронуть соседние Колумбию (добыча 0,8 млн б/с) и Гайану (0,9 млн б/с). «Главный фактор для поддержки нефтяных цен и их роста в среднесрочной перспективе – экономический, поскольку бурение новой скважины в США в среднем уже нерентабельно (точка безубыточности в 2025 году находится на уровне 69 долл.); текущие цены не сокращают дефициты бюджетов большинства стран ОПЕК+», – подчеркивает Бахтин.
Портфельный управляющий компании «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин напоминает, что в макроэкономическом прогнозе Минэкономразвития до 2026 года заложены следующие ценовые ориентиры: цена Brent – около 70 долл. за баррель, Urals – 59 долл. за баррель. «В текущий момент фактические цены на нефть находятся существенно ниже этих уровней, и этот разрыв необходимо учитывать при оценке реалистичности прогнозных ожиданий», – рассуждает он.
Аналитик компании «Финам» Николай Дудченко также считает заложенные в прогноз правительства РФ цены чересчур оптимистичными. «Прогноз правительства РФ по цене на нефть марки Urals на 2026 год – 59 долл. за баррель. Средняя цена на нефть марки Urals может сложиться в следующем году не выше 53 долл.», – говорит он, не исключая при этом существенного сужения спредов на российские сорта нефти.
Завлабораторией анализа лучших международных практик Института Гайдара Антонина Левашенко полагает, что на нефтяной рынок в настоящий момент оказывают влияние как краткосрочные, так и долгосрочные факторы. «Так, рост цены на нефть был обусловлен в последние пару дней снижением поставок из Венесуэлы на фоне эскалации конфликта с США и застревания танкеров в море, из-за чего покупатели потребовали дисконты и изменения в спотовых контрактах. Скидки на венесуэльскую нефть Merey, поставляемую в Китай, увеличились на 6 долл. за баррель», – указывает она.
В то же время цена на нефть марки North Sea снижается уже пять месяцев подряд, а цена Brent потеряла почти 20 долл. с января 2025 года. «Все это обусловлено большими объемами добычи в мире в 2025 году. Цена в 2026 году, по прогнозам, и дальше будет снижаться. И например, на сырую нефть марки Brent может упасть до 55 долл. Такие цены могут сохраниться до конца 2026 года», – не исключает Левашенко.
«В ноябре 2025 года средняя цена российской нефти уже упала на 6% за месяц, до 55 долл. Можно прогнозировать, что в России цена в 2026 году продолжит снижаться за счет сохранения законодательно утвержденных пределов цены на российскую нефть в США и странах Европы, сокращения объема из-за подсанкционных поставок (в том числе из-за вторичных санкций США), а также риска, что будут вводиться новые санкции США», – говорит она. Левашенко напоминает: в следующем году компании из Индии собираются запустить механизм прослеживания российских поставок. Это, в свою очередь, может привести к тому, что Россия будет вынуждена сократить поставки в Индию и продавать нефть другим поставщикам по более низким ценам.
Между тем базовый сценарий российского правительства предполагает, что средняя цена барреля индикативного сорта Brent составит в следующем году ровно 70 долл. А консервативный официальный сценарий допускает снижение среднегодовой цены барреля сорта Brent до 55 долл.




