В аэропорту президентскую чету встречал не председатель Си, а министр иностранных дел КНР Ван И с супругой. Фото Reuters
Начался трехдневный государственный визит президента Франции Эмманюэля Макрона в Китай. Французский лидер проведет переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, а также посетит ряд городов страны, в том числе впервые – Чэнду, крупный центр промышленности и технологий. Макрон хочет напомнить, что Франция 60 лет назад первой в Западной Европе установила дипломатические отношения с КНР, и выступить защитником интересов ЕС, который крайне встревожен конкуренцией со стороны Китая. Важной темой его переговоров станет и российско-украинский конфликт. По этой теме Макрон тоже будет говорить фактически от имени всего ЕС, хотя и не рассчитывает, что найдет понимание у Си.
Французский президент, подчеркивает агентство AP, сосредоточит внимание на двух проблемах – торговле и Украине. Макрон не оставляет надежд убедить Китай усилить нажим на Москву. Впрочем, на этом треке Париж, как видно из комментариев в западной прессе, не будет усердствовать, потому что не рассчитывает на успех. В Париже помнят высказывание министра иностранных дел КНР Ван И в беседе с европейскими чиновниками о том, что Китай не может допустить поражения России. Ведь в таком случае он остался бы один против Америки и других держав, ее союзников.
Позицию Пекина по поводу визита французского президента изложила газета The Global Times. Подчеркивая особо близкий характер китайско-французских отношений, издание напоминает, что Макрон наносит государственный визит в Китай в четвертый раз. А Си приезжал во Францию в прошлом году. Благодаря стратегическому сотрудничеству двух лидеров связи Пекина и Парижа – это эталон для других западных держав. Мало того. Оказывается, что существует еще и «дух» китайско-французских отношений. Он заключается в том, что Пекин и Париж привержены «принципам независимости, взаимопонимания и такого сотрудничества, при котором обе стороны выигрывают».
О цели визита рассуждает и газета The South China Morning Post, издающаяся в Гонконге. Она пишет, что Макрон приезжает с большой делегацией. В ней более 80 человек, среди которых министры правительства и примерно 40 глав частных корпораций. Сам состав делегации раскрывает приоритетные цели Франции. Как следует из высказываний сотрудника аппарата Макрона, во время его переговоров с Си будет обсуждаться соглашение по энергетике.
Среди директоров компаний, которых французский президент привез в Китай, есть Бернар Фонтана, глава EDF. Эта государственная электроэнергетическая компания помимо всего другого отвечает за работу и сооружение атомных электростанций. Глава EDF подписал в 2024 году соглашение о сотрудничестве с китайской корпорацией China National Nuclear Corporation (CNNC). Компании договорились работать вместе, чтобы достичь углеродной нейтральности. Причем EDF планирует построить больше ядерных реакторов за следующие 70 месяцев. А чтобы уложиться в такой срок, французы рассчитывают на содействие Китая. Китайцы действительно возводят свои атомные предприятия ударными темпами. Реактор № 2 АЭС Чжанчжоу был возведен примерно за 62 месяца.
Другая тема, привлекающая внимание не только бизнесменов, но и простых людей, – это авиалайнеры. Давно существуют спекуляции о том, что Китай вот-вот заключит сделку с концерном Airbus на 100 или 200 новых самолетов. Гийом Фори, генеральный директор Airbus, тоже состоит в списке французской делегации. Но его присутствие не означает, что неизбежно будет заключена большая сделка. Глава Airbus ездил в Китай с Макроном в 2023 году, но ни о какой сделке не сообщалось. В последний раз подобная сделка была заключена в 2019 году во время визита Си во Францию. Тогда Китай приобрел 300 самолетов.
Важной темой дискуссий станут продукты сельского хозяйства. Но Китай проводит расследование качества европейской свинины и молочных продуктов. Об этом тоже пойдет речь в дискуссиях. В этом году Париж сумел договориться с Пекином по поводу антидемпинговых пошлин против французского коньяка. А Франция в ответ проголосовала в ЕС за снижение пошлин на импорт китайских электромобилей. Наконец, Париж надеется получить новых панд. Недавно французы вернули после содержания в течение 13 лет две гигантские панды. У одной из них была обнаружена болезнь почек.
А автогиганты Renault и Stellantis второй раз подряд не представлены в делегации. Это служит символом их отступления с китайского рынка. Как бы то ни было, Елисейский дворец заявил, что Макрон подтвердил решимость защищать принципы «свободного и справедливого рынка».
