Волнения в КНР происходят преимущественно в сельской местности, где крестьяне не очень выиграли от экономического подъема страны. Фото Reuters
Западные СМИ утверждают, что за уходящий год резко увеличилось количество массовых волнений в Китае, преимущественно в сельских районах. Четкой, подтвержденной официально статистики, сколько именно их произошло, нет. Журналисты оперируют либо оценочными данными, основанными на сообщениях в китайских соцсетях или прессе, либо информацией различных западных правозащитных структур. Но любые подсчеты показывают, что количество волнений в КНР за 2025 год оказалось больше, чем в 2024 году. При этом следует оговориться, что протесты носят локальный характер, связаны с местными проблемами и за редким исключением не сопровождаются политическими требованиями.
В Китае в горах провинции Гуйчжоу построен самый высокий мост в мире. Под ним мог бы уместиться дом на 200 этажей. Он почти в девять раз выше моста «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Этот момент не остался незамеченным в американских СМИ. Ряд комментаторов вопрошает: «Почему мы не ставим подобных рекордов? В гонке за лидирующие позиции в мире Китай опережает Америку».
Хуже всего то, пишет в этой связи The New York Times, что президент Дональд Трамп даже не считает Китай военным и экономическим соперником, а лишь конкурентом. Однако китаеведы в США и Западной Европе говорят, что, несмотря на успехи в развитии инфраструктуры, темп роста экономики КНР снижается, и это отражается на положении в деревне, где учащаются протесты сельчан, которые искали достатка в городах. Но потеряли работу или остались недовольны низкими заработками и вернулись в деревню. А там им «пришлось столкнуться с тремя «нет»: нет работы, нет земли, нет места, куда стоит перебраться».
Эту картину хорошо иллюстрирует эпизод в деревне в уезде Лингао на острове Хайнань, хорошо известном туристам из России. То ли для того, чтобы освободить участок под хозяйственные нужды, то ли по другой причине местные власти решили снести храм. Сельчане были против и расположились в храме, приготовившись к схватке. На полу стояли ведра с рисом. Прибыла полиция. Стражи порядка со щитами на груди и палками в руках выжидали. Люди в храме били в барабан. Потом произошел конфликт. Защитники храма стали бросать ведра с рисом в сторону полицейских. Это, согласно старинным верованиям, отгоняет зло. Потом «бунтовщики» с криками покинули храм.
Видео этого происшествия было показано в интернете. Один зритель оставил такой комментарий: «То, что давало людям духовное утешение, ликвидировано. Неужели в нашем огромном мире нельзя оставить нетронутым маленький храм»?
Этот эпизод кажется незначительным, но подобные вспышки возмущения в той или иной форме случаются регулярно в деревнях Китая, утверждает газета The Guardian. К концу ноября был зафиксирован 661 такой протест – на 70% больше, чем за весь 2024 год. Рост протестных настроений на селе вызван тем, что жизнь людей с низкими заработками становится тяжелее. В течение многих десятилетий крестьяне переезжали в бурно растущие города, мечтая получить хороший заработок и настолько улучшить свою жизнь, что станет возможным сделать горожанами и членов семьи, оставшихся в деревне.
Но экономика Китая перешла в стадию более медленного роста. Это означает, что люди должны работать больше за меньшую зарплату. Поэтому многие из таких внутренних мигрантов разуверились в своих мечтах и возвращаются на село. «Когда такие люди приходят обратно, они приносят с собой нравы города, понимание политической обстановки и разочарование. Это по большей части молодежь, чаще склонная к стихийным вспышкам возмущения», – говорит Джей Чэнь Чичжоу, профессор Academia Sinica на Тайване.
Возмущенные местные жители на острове Хайнань пытались спасти даосский храм. Его впоследствии все-таки снесли. Но чаще протесты вспыхивают из-за земли. В сентябре выступление недовольных произошло в деревне в провинции Хунань. На видео видно, как десятки людей стали вокруг полицейских. Две женщины опустились на колени и низко кланялись головами. Это традиционный жест, означающий: «жду справедливости». Выступление началось в деревне Тунсин в горной части провинции Хунань, которая славится сбором ягоды восковницы – китайской клубники кисло-сладкого вкуса. Спор произошел после того, как местные власти экспроприировали участок, где работали до этого крестьяне. Человек, который разместил видео этого инцидента в интернете, написал, что власти наняли 200 хулиганов для борьбы с протестующими. Это видео – одно из многих, собранных структурой China Dissent Monitor.
Китайские медиа тоже не умалчивают полностью о конфликтах в деревне. Так, летом они детально освещали спор между компанией, занимающейся добычей известняка, и сельчанами, которые говорили, что проектируемый карьер нанесет ущерб окружающей среде и лишит их заработков.
Упоминавшийся выше эксперт Чэнь с Тайваня говорит: «Эти выступления не угрожают непосредственно центральному правительству, но они могут перенапрячь чиновников уездного и вышестоящего уровня и таким образом оказать нажим на существующую государственную систему».

