Фото Reuters
Китайский спутник, запущенный частной компанией, передал кристально чистые изображения улиц, гор, озер Тайваня. На снимке был виден и научный парк Hsinchu, один из ведущих разработчиков чипов. Пекинские СМИ не замедлили поднять на щит это достижение космонавтики и напомнить, что каждая пядь земли острова принадлежит Китаю. Но наблюдатели на Тайване заметили, что в последние месяцы китайские ВМФ и ВВС стали реже проводить маневры вокруг Тайваня. Это возбудило у островитян надежды, что Пекин не будет в обозримом будущем проводить операцию по воссоединению Тайваня с материком.
Но насколько обоснованы эти надежды? Судя по сообщению газеты The South China Morning Post, военный нажим на Тайвань действительно снизился. Пекин делает упор на то, чтобы добиться активизации антивоенных настроений среди тайваньцев.
Об этом говорит, в частности, выход на экраны в Китае сериала о разведчиках Коммунистической партии, которые действовали на острове после того, как туда в 1949 году бежал вместе со своей армией и членами партии Гоминьдан их лидер – Чан Кайши. Эти разведчики были настоящими героями. Ведь в случае провала их ждал почти всегда расстрел.
В Пекине рассчитывают, что этот сериал так или иначе сумеют посмотреть и тайваньцы. И проникнутся мыслью, что сколь ни трагичным было прошлое, по обе стороны Тайваньского пролива живут китайцы. Поэтому они не должны воевать друг с другом.
В 1950-х годах в КНР было принято именовать гоминьдановцев «продажной кликой Чан Кайши». А теперь отношение на материке к Гоминьдану совершенно иное. Пекин поддерживает с партией Гоминьдан контакт, в то время как правящую на Тайване Демократическую прогрессивную партию (ДПП) подвергает остракизму. ДПП, как пишет китайская пресса, ведет дело к провозглашению независимости Тайваня. Хотя на самом деле ее лидеры говорят, что не сделают этот шаг ради того, чтобы не обострять напряженность в Тайваньском проливе.
Гоминьдан – это главная оппозиционная партия на острове. И ее новый лидер Чжэн Ливэнь призывает наладить отношения с материком. Она отвергает тезис ДПП о том, что тайваньцы стали новой нацией. Нет, говорит Чжэн: «Мы – китайцы».
Эта полемика между самими тайваньцами нисколько не впечатлила Пентагон, который в проекте своего отчета по китайской проблеме утверждает, как пишет газета The Taiwan News, что Китай будет обладать возможностью атаковать Тайвань к концу 2027 года. При этом Китай сможет наносить удары по целям, расположенным на расстоянии от 1500 до 2000 морских миль от Китая. То есть бить по американским объектам. Это приведет к разрыву связей между базами США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Правда, по тональности документ содержит более мягкие формулировки по Китаю. Это отражает намерение президента Дональда Трампа разрешить споры с Китаем мирно.
В беседе с «НГ» Василий Кашин, старший научный сотрудник Высшей школы экономики, отметил: «Никаких признаков изменения позиции Китая по Тайваню нет. Интенсивность военных учений может меняться. Я думаю, тот темп их, который мы наблюдали ранее, стал для Китая затруднительным. Вероятно, сейчас Китай больше сосредоточится на учениях в Восточно-Китайском море, где у него давний территориальный спор с Японией. Теперь на первый план выходит задача продемонстрировать неприятие политики Токио после того, как премьер-министр Японии сказала, что может отправить военные силы на помощь Тайваню в случае атаки Китая. Что касается 2027 года, то в китайских документах никогда не говорилось, что КНР проведет такую операцию к этому сроку. Также вообще не говорилось, что будет обязательно использована военная сила».

