Ослик - символ Демократической партии и символ упорства в достижении цели, того, чего демократам сейчас очень не хватает. Фото Reuters
Часть конгрессменов от Демократической партии США выступили с критикой партийного руководства из-за его отказа заниматься «работой над ошибками». Национальный комитет (высшая руководящая структура партии) запретил публикацию внутрипартийного расследования причин, по которым демократы упустили власть, позволив Дональду Трампу стать президентом. Это нежелание выносить сор из избы, считает внутрипартийная оппозиция, аукнется на выборах в Конгресс в ноябре 2026 года. Рейтинг Трампа и его Республиканской партии падает, но демократы рискуют этим не воспользоваться, если не будут честны с избирателями, предупреждают Национальный комитет оппозиционеры.
Вдохновителем и, так сказать, мотором внутрипартийной оппозиции является сенатор от штата Гавайи Брайан Шац. Он через соцсеть напомнил главе Национального комитета Кену Мартину, что демократы обещали избирателям опубликовать отчет о причинах прошлогоднего поражения. «Если проведен качественный анализ, мы должны его видеть», – настаивает сенатор. Мартин явно не настроен на то, чтобы углублять конфликт на радость Трампу, но просто так отмахнуться от претензий Шаца будет сложно.
Сенатор с Гавайских островов сейчас, что называется, на коне. Шац не пользуется серьезной популярностью за пределами своего штата, однако в аппаратной борьбе преуспевает. Ему удалось заручиться серьезной поддержкой своих коллег, и он скорее всего возглавит фракцию Демократической партии в Сенате после ноябрьских выборов. У Шаца неплохие отношения с экс-президентом Бараком Обамой (он, как известно, родился на Гавайских островах, в Гонолулу), обладающим большим влиянием в партии и пользующимся немалой популярностью среди рядовых избирателей. Что не менее, а может и более важно: Шац относится к так называемому прогрессистскому крылу партии. Так в США называют последователей местной разновидности социализма. Если подходить с мерками стран ЕС, прогрессисты выглядят скорее левоцентристами. В США же они считаются радикалами и ими республиканцы запугивают избирателя. Прогрессистов многие в партии винят в неудачах партии: дескать, именно их риторика отпугнула умеренного избирателя. Но считаться с ними приходится, так как у них широкая поддержка в американском обществе, особенно среди молодежи.
Прогрессисты не ассоциируются с претензиями, которые выдвигаются к партийному истеблишменту, сделавшему в прошлом году заведомо проигрышную (как сейчас, задним числом, понятно) ставку на переизбрание Джозефа Байдена и потом на победу его вице-президента Камалы Харрис. Политики левого крыла (сенатор Берни Сандерс, конгрессмен Александрия Окасио-Кортес и др.) позиционируют себя как хранители «истинной» идеологии партии. Причину победы Трампа они видят в том, что демократы изменили своим принципам: стали не «партией защиты рабочего класса и вообще простого американца» (цитата из речи Сандерса), а «партией Уолл-стрит» – миллиардеров и потомственных политических династий (Клинтонов, Обамы, Куомо и т.д.).
Демарш Шаца означает, что прогрессисты вполне готовы бороться за то, чтобы «завоевать» Демократическую партию. Трампу удалось подчинить республиканцев и сделать своих единомышленников в их рядах доминирующей силой – вот левые собираются сделать то же самое. Правда, своего Трампа в их рядах нет. 84-летний Сандерс на эту роль не годится. Восходящая звезда прогрессистов, Окасио-Кортес пока не выглядит достаточно популярной.
Социология свидетельствует, что в партии нет непререкаемого лидера. По средним данным общенациональных опросов, проводившихся с августа, за право стать кандидатом в президенты на выборах 2028 года будут бороться четыре кандидата: губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом (средний рейтинг 23,6%), Харрис (21,4%), бывший министр транспорта в администрации Байдена Пит Буттиджадж (11%) и Окасио-Кортес (7,7%). В этой четверке только последняя – прогрессистка. Все прочие представляют центристское крыло, чей рейтинг в целом ниже, чем у левых демократов. В симпатизирующих прогрессистам изданиях уже обсуждается возможная связка на выборах 2028 года: поддержанный партийным истеблишментом Ньюсом – кандидат в президенты, Окасио-Кортес – кандидат в вице-президенты. Пока, разумеется, все эти обсуждения умозрительны. До президентских выборов еще далеко. Каков расклад сил в Демократической партии и насколько она сильна и способна действовать как единое целое, станет видно только ближе к ноябрьским выборам, а то и вообще после них.
В отличие от демократов в рядах республиканцев определенности больше. По данным соцопросов, если их оппоненты не переругаются между собой и если падение рейтинга Трампа продолжится, его однопартийцы выборы в Конгресс проиграют. Демократы пусть и с небольшим преимуществом, но захватят контроль над обеими палатами. С президентскими выборами определенности меньше. Здесь республиканцев ожидает поражение, только если Трамп решится найти лазейку в законе и попробует переизбраться на третий срок. Если не попробует, то у республиканцев есть его преемник. Кандидатуру нынешнего вице-президента Джей Ди Вэнса на президентских выборах 2028 года, по средним данным последних шести общенациональных опросов, готовы поддержать 48% однопартийцев. Никакой другой республиканский политик сейчас даже близко не стоит. По данным большинства опросов, будь выборы сейчас, Вэнс, пусть и с небольшим перевесом (в 1–2%), выигрывает у любого кандидата от демократов. Правда, за два года много что может поменяться. Так что ресурс для роста у Демократической партии есть.

