На фото протесты против строительства нового здания посольства Китая в Лондоне. Фото Reuters
Пресса Соединенного Королевства называет конфликт между Лондоном и Пекином по строительству нового посольства КНР в Лондоне сагой. Она близка к завершению. Во вторник британское правительство, как ожидают, даст зеленый свет началу стройки дипмиссии Поднебесной. А это, в свою очередь, облегчит предстоящие переговоры премьер-министра Британии Кира Стармера с председателем КНР Си Цзиньпином в Пекине. Лондон надеется на расширение торговых связей с Китаем, что важно в условиях нарастания противоречий между США и их европейскими союзниками.
Как пишет The Guardian, дипломаты в столицах обеих стран затаив дыхание следят за тем, как продвигается сквозь бюрократические дебри согласие Лондона одобрить заявку КНР на сооружение новой дипмиссии в Лондоне. Возможно, газета преувеличивает, но факт состоит в том, что Пекин еще в 2018 году внес 255 млн фунтов стерлингов за приобретение престижного участка земли на территории бывшего Королевского монетного двора рядом с музеем Тауэр.
Причем больше всего должны возрадоваться сотрудники британского посольства в Пекине, которые работают в обветшалом доме. Лондон неоднократно предлагал его отремонтировать, но Пекин отклонял просьбы, ссылаясь на остановку китайского проекта в британской столице. Более того, специалисты по Китаю в Британии говорят, что этот спор Пекин использовал для блокирования других действий Лондона, которые считал невыгодными для себя.
Еще одной загадкой, связанной с будущим зданием китайского посольства, стало то, что против его сооружения перестала возражать британская служба внутренней безопасности МI5. Удивительная картина получается. Политики бьют тревогу, толкуют о «мегапосольстве», а контрразведка по-тихому дает одобрение проекту. В чем дело? Бывший служащий британской разведки разъясняет: характер «угрозы» со стороны Китая не тот, что прежде, в век новых технологий посольства все менее важны.
Для шпионов всех стран посольства испокон века служили базой для их операций. Они устанавливали контакты, представляясь дипломатами или представителями по торговле. Если Китаю разрешат построить новый комплекс рядом с Тауэром, то там будет работать более 200 человек. Все они, как ожидают, будут гражданами Китая, начиная с уборщиков на кухне и кончая послом. Все будут жить на территории посольства.
Бывший офицер британской внешней разведки MI6 в разговоре с газетой утверждал, что среди служащих посольства будет дюжина офицеров Министерства госбезопасности и военной разведки. Работа аналогична работе разведслужб многих других стран – устанавливать сеть контактов в стране проживания, выявлять людей, обладающих информацией, нужной Китаю. Но это нелегкая задача. Поскольку шпионы сосредоточены в одном месте, британской службе внутренней безопасности будет не так сложно вести слежку, даже если они отправятся в поездку по Британии.
Скандалов на почве шпионажа у Лондона было гораздо больше с Москвой, чем с Пекином. Неудивительно поэтому, что британские шпионы, информируя The Guardian, то и дело ссылались на опыт, нажитый в России. Джон Форман, бывший военный атташе Британии в Москве, говорит, что, когда он работал в Москве и Пекине, исходил из того, что за ним следят 24 часа в сутки с помощью цифровых устройств. А если Форман выходил из посольства, за ним цеплялся «хвост».
«Если шел пешком, за мной шли двое. А если на машине выезжал, то четверо», – уверяет Форман. По его словам, «хвосты» порой занимали места рядом с ним в кафе и не скрывали, что слушают разговор. Это было психологическое давление. Некоторые сотрудники британских посольств такого не выдерживали и уезжали домой, хотя их срок работы за рубежом еще не истек.
Словом, офицеры британских спецслужб, общаясь с прессой, старались показать, как тяжек их хлеб. Китайские разведчики иностранной прессе о своих проблемах не рассказывают. Тем не менее в Британии проблемы в последнее время были серьезными, о чем газеты в этой стране живописали жирными мазками. Выясняется, что основные шпионские операции ведутся не через посольство, а из самого Китая, с помощью хакерских методов, позволяющих проникнуть в телефонные сети предполагаемого противника.
Посольство же Китая было якобы причастно к трем «попыткам проникнуть в британский парламент». Британские спецслужбы развернули публичную травлю Кристины Ли, юриста китайского происхождения, за то, что она якобы «культивировала отношения с влиятельными фигурами в парламенте». Еще один громкий случай касался помощника британского парламентария, который передал «чувствительную информацию» своему британскому другу, жившему в Китае. Власти завели против них уголовное дело, но доказательств оказалось недостаточно, и оно развалилось.
Что касается китайского посольства в его нынешнем виде, то оно располагается в центре Лондона и время от времени публикует заявления, которые служат ответом на недружественные Китаю высказывания политиков и публикации в СМИ. Иногда дело касается не прессы, а идеологических оппонентов с корнями в Поднебесной. Так, недавно посольство КНР заявило, что в городах Британии под видом представителей культуры Китая действуют экстремистские организации, запрещенные китайскими властями. В посольстве указывали, что подобная практика недопустима и должна быть в интересах двух стран немедленно прекращена.
