0
323
Газета В мире Интернет-версия

21.01.2026 20:10:00

Звезда лидера нидерландских ультраправых закатывается

В партии "голландского Трампа" Герта Вилдерса произошел раскол

Тэги: нидерланды, ультраправые, герт вилдерс, раскол в партии

Online версия

нидерланды, ультраправые, герт вилдерс, раскол в партии Лидер Партии свободы Герт Вилдерс должен найти способ вернуть доверие избирателей и однопартийцев. Фото Reuters

Одна из самых заметных ультраправых организаций Западной Европы, Партия свободы (PVV) Нидерландов, в 2023 году занявшая первое место по итогам парламентских выборов, оказалась на грани краха. Из нее сразу вышли семь депутатов парламента. В результате PVV перестала быть крупнейшей оппозиционной силой страны. Это стало серьезным ударом для создателя и лидера партии Герта Вилдерса. В Нидерландах говорят о закате его личной популярности, но не о том, что в обществе пропал спрос на ультраправые идеи.

Для Вилдерса, который своими исламофобскими, антииммигрантскими и евроскептическими высказываниями снискал себе скандальную славу далеко за пределами страны, настают «черные дни». После того как его партию покинули семь парламентариев, PVV осталась с 19 мандатами. Была первой по численности (но все равно не входящей в правящую коалицию) фракцией, стала четвертой.

Ушедшие из PVV планируют создать в главном законодательном органе страны свою фракцию, которую возглавит Гиди Маркусзовер. В том, что этот политик вместе с шестью союзниками продолжит придерживаться жесткой антииммиграционной риторики, сомневаться не приходится. Маркусзовер (сам – уроженец Тель-Авива) известен как ярый сторонник премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и не раз выступал как противник мусульманской иммиграции в страну.

По словам самого Вилдерса, причиной ухода депутатов стало несогласие с его планами проводить политику «жесткой оппозиции» новому правительству после его окончательного формирования. В настоящее время центристская партия D66 возглавляет переговоры о формировании правящей коалиции с Народной партией за свободу и демократию (VVD) и Христианско-демократическим призывом (CDA).

Необходимость формирования коалиций обусловлена избирательной системой Нидерландов. Она построена таким образом, что ни одна партия не может получить абсолютное большинство в нижней палате парламента. Из-за этого они вынуждены объединяться в трехсторонние, а иногда даже четырехсторонние политические союзы.

Уход бывших однопартийцев – яркое, но не единственное свидетельство потери популярности партии Вилдерса. Событие, запустившее цепочку неудач для председателя PVV, произошло в июне 2025 года. После триумфа на парламентских выборах 2023 года, когда сторонники Вилдерса стали самой крупной партией в нижней палате нидерландского парламента, политик принял решение покинуть правящую коалицию.

Причиной стал провал переговоров с партнерами по поводу внесения правок в иммиграционное законодательство. Лидер ультраправых настаивал на полном прекращении предоставления убежища, приостановке воссоединения семей и депортации сирийских беженцев, с чем другие партии с более умеренной позицией не были готовы согласиться.

Выход PVV из коалиции стоил партии потери доверия части своего электората. По итогам выборов в октябре 2025 года ультраправые потеряли 11 мест в нижней палате, получив 26 мандатов. Опрос нидерландской социологической компании Maurice de Hond, опубликованный 18 января, показал, что в случае новых выборов партия потеряла бы еще 9 мест, сократив свое представительство с 26 до 17 мест.

Если судить по данным социологов, падение популярности PVV – скорее свидетельство разочарования избирателей конкретно в Вилдерсе, а не тренд на падение популярности ультраправых идей в нидерландском обществе. Согласно тому же опросу Maurice de Hond, партия «Форум за демократию» (FvD) получила бы уже 14 мест, на 7 больше, чем у нее сейчас.

FvD была основана в 2016 году. Так же как и PVV, она выступает за ужесточение условий для иммиграции в страну. Однако только антииммиграционной риторикой партия не ограничивается, призывая к Nexit, то есть к выходу Нидерландов из Евросоюза. Раньше эту идею поддерживала и PVV, но в 2024 году отказалась от нее. Члены FvD считают необходимым и увеличение расходов на оборону, которые в 2024 году добились предыдущего планового показателя НАТО в 2% от ВВП (теперь он составляет 5%). Если Вилдерс продолжит терять поддержку союзников и электората, инициативу в трансляции идей нидерландских ультраправых может перехватить FvD.

Потенциал есть и у группы Маркусзовера. Их по численности столько же, сколько представителей FvD, что делает их весомой политической силой. Местные СМИ отмечают, что перебежчики из PVV отправили письмо Рианне Летшерт, которая руководит процессом формирования коалиции, с просьбой о встрече. Союз D66, VDD и CDA сформирует правительство меньшинства, но если к коалиции присоединится группа Маркусзовера, они смогут набрать большинство: 73 места из необходимых 72. Для формирующегося в нидерландском парламенте нового блока это может стать хорошей возможностью для завоевания доверия избирателей.

Словом, говорить о том, что ультраправые в Нидерландах сходят с политической сцены, нельзя. Другое дело, что в их риторике могут произойти перемены. Нидерландцев действительно беспокоит вопрос миграции, но концентрации исключительно на нем для победы на выборах, как показала практика, недостаточно. Например, на протяжении нескольких лет идет дискуссия о жилищном кризисе. Он частично был спровоцирован и беженцами, в том числе украинскими. Из-за этого жители страны особое внимание обращают на партии, обещающие предоставить доступное жилье. И предоставить его в первую очередь не иностранцам, а гражданам страны.

Процессы, которые покажут, кто из ультраправого лагеря сможет заручиться широкой поддержкой избирателей и сможет ли Вилдерс реабилитировать партию, начнутся после формирования правящей коалиции. Ожидается, что новый кабинет министров будет приведен к присяге к 26 февраля. Тогда будет и ясна позиция группы Маркусзовера: станет ли она оппозицией или примкнет к правящему блоку.  

Выход из партий отдельных депутатов довольно характерен для нидерландской политической системы, отметил в комментарии «НГ» старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО МИД России Егор Сергеев. «В случае несогласия с каким-то конкретным, часто даже довольно узким вопросом, политики выходят из партии. В принципе партии часто так и образуются. То есть несколько депутатов выходят из какой-нибудь более или менее крупной партии и образуют сравнительно небольшую политическую силу, которая выступает чуть отлично от других политических сил, но в целом в рамках мейнстрима», – объяснил эксперт. Он отметил тенденцию, в рамках которой на провинциальных выборах, на выборах в Европарламент и других голосованиях популярность резко набирает одна партия, а затем быстро ее теряет. «На волне протестов 2021 года на провинциальных выборах в 2023 году в лидеры выбилось Фермерско-гражданское движение. Через полгода у них был уже минимальный рейтинг одобрения», – сказал Сергеев, приведя еще один пример. На выборах 2023 года большой популярностью пользовалась партия Новый социальный контракт (NSC). В 2024 году ее представители вошли в состав кабинета министров, но через год на досрочных выборах NSC уже не прошла в парламент. В случае с PVV ситуация несколько иная: сторонники Вилдерса сумели сформировать некое социальное ядро. «У них нет такой ситуации, при которой резко растут и падают их рейтинги. Но, что характерно для правых популистов, как только они приближаются к власти, все сразу остальные видят, что значительной части своих обещаний они выполнить не в состоянии», – отметил Сергеев.

«Это показывает, насколько лихорадит нидерландский электорат. Политические силы не в состоянии удовлетворить тот запрос, который есть у населения», – подчеркнул эксперт. По его словам, недовольство нидерландцев связано с несколькими факторами. «Избиратели, скорее всего, устали от политической неопределённости и неспособности политиков договориться. Партии страны не в состоянии прийти к консенсусу. Помимо этого, в Нидерландах наблюдается затяжной, хотя и не очень острый, экономический кризис. Среди основных обсуждающихся проблем: рынок недвижимости, хронический дефицит, рост цен. Были довольно острые проблемы в сфере здравоохранения, но они отошли на второй план. И, конечно, важен миграционный вопрос», – объяснил эксперт.


Читайте также


Политическая головоломка в Нидерландах

Политическая головоломка в Нидерландах

Анастасия Посаженникова

Почему формирование правительства в стране – процесс длительный

0
6456
В Нидерландах остановлен "правый марш"

В Нидерландах остановлен "правый марш"

Надежда Мельникова

Парламентские выборы показали, что силы радикалов и центристов в стране примерно равны

0
3559
Константин Ремчуков. КНР занялась Shell Oil и Unilever в ответ на захват Нидерландами китайского чипмейкера Nexperia

Константин Ремчуков. КНР занялась Shell Oil и Unilever в ответ на захват Нидерландами китайского чипмейкера Nexperia

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 20.10.25

0
11444
Британский премьер пытается удержать контроль над страной и партией

Британский премьер пытается удержать контроль над страной и партией

Надежда Мельникова

Стартовала конференция лейбористов, где они договорятся, как не допустить победы ультраправых

0
2301