Фото Reuters
Израиль отказался от поддержки курдских формирований, действовавших на северо-востоке Сирии, после переговоров во Франции с переходным правительством, возглавляемым президентом Ахмедом аш-Шараа. Об этом рассказали очевидцы встречи. Как полагает лидер Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдулла Оджалан, который находится в турецкой тюрьме, правительство во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху скорее всего взамен получило согласие Дамаска на то, чтобы израильская армия сохранила позиции на юге Сирии, занятые после краха режима Башара Асада 8 декабря 2024 года.
Наступательная операция сирийских войск на позиции прокурдского альянса «Демократические силы Сирии» (ДСС) стала возможной после сирийско-израильских переговоров. С таким утверждением выступили источники Reuters, знакомые с ходом встречи во Франции в начале января. По их словам, во время консультаций Дамаск открыто обвинил израильское руководство в поддержке ДСС и потребовал прекратить подстрекать курдские отряды к вооруженному сопротивлению. После этого сирийские чиновники уведомили израильтян, что намереваются провести операцию по захвату контролируемого ДСС северо-востока страны. И никаких возражений со стороны еврейского государства не последовало, уточняют собеседники Reuters.
По версии находящегося в турецком заключении основателя РПК Абдуллы Оджалана, в обмен на сдачу курдской автономии правительство Нетаньяху получило уступки по Южной Сирии. Курдские депутаты, посещавшие недавно лидера РПК в тюрьме, пересказали журналистам его точку зрения, по которой Израиль вполне мог получить от администрации, возглавляемой Ахмедом аш-Шараа, согласие на то, что Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) сохранит свои позиции на территории Голанских высот – возвышенности, занятой еврейским государством в 1967 году, и на территории Сувейды – южной провинции Сирии, компактно населенной друзским меньшинством.
Оджалан согласен с тем, что джентльменские договоренности между Израилем и Сирией были достигнуты во время встречи 5–6 января во Франции, которая состоялась при посредничестве США. Тогда две соседние страны официально договорились о создании механизма координации в сфере безопасности и о деэскалации в пограничье. «Обе стороны решили создать совместный механизм взаимодействия – специальную коммуникационную сеть – для обеспечения немедленной и постоянной координации в сфере обмена разведданными, для военной деэскалации, для дипломатического и коммерческого взаимодействия под наблюдением США», – говорится в совместном заявлении, опубликованном Госдепартаментом по итогам парижской встречи.
Достичь соглашения в сфере безопасности, которое бы ознаменовало историческое примирение, Сирия и Израиль пытались с прошлого года. Основной импульс давала администрация Дональда Трампа, которая сделала Дамаск своим партнером по борьбе с терроризмом. Однако многое упиралось в неготовность правительства Нетаньяху выводить силы ЦАХАЛ из южных районов Арабской Республики. По оценке эмиратского издания The National, с момента краха асадовского режима еврейское государство заняло как минимум 400 кв. км на территории соседа. Оно хотело создать буферную зону и предотвратить размещение в этих районах войск аш-Шараа, замешанных в регулярном насилии на этноконфессиональной почве.
Высокопоставленные деятели ДСС вместе с тем открыто признавали контакты с израильскими официальными лицами и выражали готовность к получению любой помощи. Во время встречи 17 января с командующим ДСС Мазлумом Абди в Северном Ираке специальный посланник США Томас Баррак обвинил своего собеседника в манипулировании темой внешней помощи. «Вы пытаетесь втянуть Израиль в конфликт (с переходной администрацией Сирии. – «НГ»), однако этого не произойдет», – приводит слова американского дипломата катарский портал The Middle East Eye. Баррак пояснил на встрече, что такое маневрирование создает риск трений между крупнейшими союзниками США – Израилем и поддерживающей сирийцев Турцией.
«Вы по-прежнему хотите вести себя так, как будто Сирией правит Башар Асад, – сказал Баррак, обращаясь к Абди. – Но произошли фундаментальные изменения. Сегодня Дамаск – наш партнер в борьбе с терроризмом».
Столкновения между ДСС и армией правительства продолжались с выходных, несмотря на объявление о прекращении огня. Как итог – в руках курдских формирований осталась только северная провинция Хасеке, прилегающая к турецкой границе. К вечеру 20 января Дамаск сообщил, что дает курдским формированиям четыре дня на выработку плана интеграции остающихся территорий в общие государственные институты. Но, по всем признакам, это не остановило боевые действия. Как сообщило Минобороны Сирии, с 20 января как минимум 11 сирийских военнослужащих были убиты из-за ударов ДСС. «В первый день режима прекращения огня курды обстреляли позиции армии более 35 раз», – вместе с тем уточнили в ведомстве.
Турецкие СМИ распространяют сообщения, согласно которым в Хасеке прибывают группы иракских курдов, готовых взять оружие и помочь сирийским братьям. Народные волнения происходят и в южных районах Турции, компактно населенных курдами.
В ДСС обращают внимание на то, что к ударам по Хасеке подключились турецкие дроны. Анкара больше 10 лет добивалась разрушения самопровозглашенной курдской автономии на северо-востоке Сирии, считая ее опасным сепаратистским проектом, и теперь, вероятно, она считает, что настает момент истины. «Правительство Сирии проводит операции по борьбе с терроризмом, и цель этих операций – обеспечение общественного порядка и безопасности граждан, – обратили внимание в турецком Министерстве обороны 22 января. – Турция будет продолжать поддерживать борьбу Сирии с террористическими организациями и содействовать укреплению ее оборонного потенциала на основе единства и территориальной целостности страны».
Однако, как заявил Абдулла Оджалан посещавшим его в тюрьме депутатам, Турция совершает историческую ошибку, если считает, что ей выгодно уничтожение курдской автономии. Особенно если это происходит на условиях сохранения бессрочной израильской миссии в южных провинциях Сирии. Основатель РПК не объяснил, почему. Не исключено, что он имел в виду потенциал турецко-израильского конфликта из-за Сирии.
