|
|
«Мы все видели это», предупреждают манифестанты в Миннесоте, смотревшие записи убийства Алекса Претти. Фото Reuters |
Алекс Претти – это имя сейчас поминается в каждой американской газете и на каждом общенациональном телеканале. О жизни и смерти 37-летнего медбрата больницы Миннеаполиса спорят на разных площадках, от ток-шоу до Конгресса.
Спорящие сходятся в том, что это кульминация событий в штате Миннесота, которые разворачиваются с декабря, когда в этот оплот Демократической партии верная трампистка, глава Министерства внутренней безопасности (МВБ) Кристи Ноэм распорядилась направить сотрудников ICE для выявления нелегальных мигрантов и борьбы с уличной преступностью. Распоряжение вызвало бурю негодования обычных миннесотцев, и так в основной своей массе враждебно настроенных к президенту, и местных властей. Губернатор Миннесоты Тим Уолц был кандидатом в вице-президенты при сопернице Трампа на прошлогодних выборах Камале Харрис. Он заявил, что местная полиция помогать ICE не будет.
Рейды сопровождались различными акциями (зачастую – на грани нарушения закона) активистов – противников Трампа. Один из них – Претти. Он был среди тех, кто пытался снимать на мобильный телефон действия ICE во время попытки арестовать выходца из Венесуэлы. Возникла потасовка, в которой был открыт огонь: сотрудник ICE всадил в Претти минимум несколько пуль.
Возможно, даже на фоне накаленной обстановки в Миннесоте происшествие не вызвало бы такой резонанс, не будь ряда обстоятельств. Двумя неделями ранее в схожих условиях в Миннеаполисе сотрудником ICE была застрелена другая активистка, Рене Николь Гуд. Кроме того, в команде Трампа, в том числе он сам и Ноэм, не дожидаясь завершения расследования, заявили, что Претти застрелили правильно. Ведь при себе у него был найден пистолет, который он, правда, и не пытался достать.
Факт убийства Претти возмутил левых, а обоснование убийства – правых. Для многих сторонников Трампа и Республиканской партии 2-я поправка в Конституции США о свободном владении оружием является святыней. Претти приобрел пистолет легально, а его ношение законодательством штата разрешено. ICE сдержанно покритиковали в Национальной стрелковой ассоциации, очень влиятельной организации, тесно связанной с республиканцами.
Демократы немедленно воспользовались ситуацией, чтобы обратить ее против Трампа. 31 января истекает срок действия временного финансирования госучреждений, договоренность о котором была с трудом достигнута в октябре, положив конец 43-дневному шатдауну (периоду, когда из-за непринятого бюджета правительству не выделяются деньги), самому длительному в истории США. До 31 января Конгресс должен принять если не весь бюджет, то пакет из 12 законопроектов о финансировании правительства. 22 января пакет без проблем одобрила Палата представителей. А вот в Сенате (там голосование состоится 28 января) его могут провалить. Демократы объявили, что не поддержат составную часть пакета – законопроект о финансировании МВБ – если сотрудники ICE не прекратят рейды в Миннесоте. Есть и требование отставки Ноэм.
Демократы могут провалить голосование и так. Для поддержки пакета нужно 60 голосов (всего в Сенате 100 мест), а они контролируют 47. Но к ним планируют присоединиться часть республиканцев. Возможно, этих «бунтовщиков» будет много: 10 сенаторов, а то и больше. «Я бы не назвал это бунтом конкретно против Трампа. Тут более сложная логика, несогласие по конкретному вопросу, раскол мнений, а не бунт. Но то, что часть республиканцев готовы в данном случае слушать аргументы демократов и с ними солидаризоваться, – несомненно», – сказал «НГ» американист Павел Шариков.
Если Трампу не удастся договориться с сенаторами, ему придется уступить или вновь пойти на закрытие работы правительства. Последнее было бы рискованным. В этом году выборы в Конгресс, и неизвестно, кого оставшиеся без денег миллионы госслужащих будут винить за шатдаун, республиканцев или демократов.
