Теперь в Гренландии появилось консульство Канады – как гарантия от вторжения со стороны США. Фото Reuters
Власти Гренландии приступили к переговорам с США, цель которых – прояснить, чего, собственно, добивается Белый дом от острова. Напомним, что Дональд Трамп неоднократно заявлял: он намерен отторгнуть эту территорию от Дании и присоединить к своей стране. Это гренландцев и датчан категорически не устраивает. Чтобы напомнить, что они в неприятии планов Трампа не одиноки, они дали «добро» на открытие в этой датской автономии двух консульств: Канады и Франции, даром что граждан этих стран на острове практически нет.
Создание датско-американско-гренландской рабочей группы, призванной снять претензии США к острову, – результат рамочного соглашения, заключенного Трампом и генсеком НАТО Марком Рютте на полях Всемирного экономического форума в Давосе. Об итогах ее первого заседания журналистам рассказали главы внешнеполитических ведомств Гренландии, Дании и Канады (как страны – представительницы Североатлантического альянса). «Мы еще не вышли из кризиса, и у нас пока нет решения», – отметил министр иностранных дел Дании Ларс Лёкке Расмуссен, говоря о прошедших 7 февраля переговорах с США. Схожим образом ситуацию охарактеризовала и министр иностранных дел Гренландии Вивиан Моцфельдт, назвав, тем не менее, встречу «позитивной».
С января Трамп активно, публично и прямо отстаивает «право» американцев владеть островом, заявляя, что это вопрос безопасности Соединенных Штатов. Якобы виды на Гренландию имеют Россия и Китай, у Дании недостаточно сил, чтобы защитить свою автономию, а значит, Гренландия должна стать американской. Идею купить этот остров Трамп высказывал еще в начале своего первого президентского срока. Сейчас же дело дошло до действий: угроз введения пошлин против стран, раскритиковавших его амбициозные планы прирастить таким способом территорию США (то есть Великобритании, Норвегии, Франции, Швеции, Германии, Дании, Нидерландов, Финляндии) и даже намеков на возможность захвата датской автономии силой.
Политики США и стран – союзников США до сих пор теряются в догадках, с чем на самом деле связана зацикленность Трампа на Гренландии. Очевидно, что дело не в безопасности. Даже если допустить, что кто-либо, кроме американского президента, думает о захвате острова, по договору 1951 года с Данией у США и так есть право активно участвовать в построении архитектуры безопасности этой северной территории, возводя военные базы и размещая там свой персонал. В поисках в претензиях Трампа рационального зерна (и соответственно основы, на которой можно достичь компромисса) гренландские и европейские политики обычно обращаются к теме полезных ископаемых. В недрах датской автономии есть и редкоземельные металлы, и нефть, и газ. Все это, учитывая природные условия Гренландии, трудно извлекаемо, но, возможно, на них Трамп и нацелился. Добыча полезных ископаемых – одна из тем рабочей группы. С 2009 года по соглашению с официальным Копенгагеном правительство автономии самостоятельно контролирует природные ресурсы острова. Исключительный доступ или особые права для США могут быть рассмотрены как посягательство на суверенитет Гренландии, хотя обеспечение доступа американцев к полезным ископаемым для гренландцев выглядит лучшим вариантом, чем вхождение в состав Соединенных Штатов. Против предоставления американцам преференций в добыче полезных ископаемых гренландцы и власти острова еще не выступали. А вот свое несогласие с присоединением к США выражало и гренландское правительство, и местные жители, выходившие на довольно многолюдные для этой малонаселенной территории протесты.
Незадолго до переговоров две страны, Канада и Франция, открыли консульства в столице Гренландии Нууке. Жест это политический, направленный на то, чтобы еще раз показать Трампу: датская автономия, вне зависимости от того, о чем договорится или не договорится рабочая группа, должна оставаться датской автономией.
О планах открыть консульство в Гренландии в Оттаве говорили в 2024 году, до прихода к власти Трампа. Угрозы президента США присоединить остров любыми способами (будь то деньги или сила) только подстегнули канадское правительство быстрее решить вопрос со своим представительством.
«Консульство будет предоставлять консульские услуги канадцам в Гренландии, а также укреплять двусторонние и торговые отношения между Канадой и Гренландией, развивать связи между людьми и повышать мобильность, а также расширять сотрудничество в области управления и безопасности в Арктике», – говорится в заявлении Министерства иностранных дел Канады. Сотрудники канадского представительства будут делить здание с консульством Исландии.
«Франция подтверждает свою приверженность уважению территориальной целостности Королевства Дания», – заявил, в свою очередь, французский МИД. Среди всех стран ЕС Франция стала первой, открывшей консульство в Гренландии. Словно предчувствуя, что Трамп не отступится от датской автономии, президент Франции Эмманюэль Макрон еще в июне заговорил о планах такого рода. Так что и открытие французского консульства тоже нельзя назвать не аннонсированным. На пост генерального консула Франции назначен Жан Ноэль Пуарье. Ранее он занимал пост посла во Вьетнаме, а затем в Ливии.
Вполне вероятно, что примеру Канады и Франции скоро последуют и правительства других государств НАТО. По крайней мере, этого ожидают в Дании. Расмуссен заявил, что есть несколько стран, рассматривающих такую возможность.
Гренландцам и датчанам остается только надеяться на то, что переговоры с США действительно идут хорошо. Если для Трампа тема присоединения Гренландии является только поводом добиться каких-то других уступок в регионе, то договориться о защите американских интересов в Арктике не так сложно. Датчане с момента основания НАТО были самой проамериканской страной, входящей в его состав. Из-за угроз Трампа отношение к США в Дании, конечно, ухудшилось, но не настолько, чтобы идти с ними на конфликт без очень веского повода.
