Эвакуация военных США с базы ат-Танф укладывается в логику передачи объектов под контроль сирийских вооруженных сил. Фото с сайта www.dvidshub.net
Пентагон вывел свои войска с военной базы ат-Танф на юго-востоке Сирии, которая долгое время использовалась для борьбы с группировкой «Исламское государство» (ИГ, признана в РФ террористической и запрещена). Объект на границе с Иорданией заняли войска временного правительства Сирии. Ожидается, что тенденция на эвакуацию американских сил продолжится, хотя ранее Пентагон давал понять: контингент в Арабской Республике нужен в том числе для того, чтобы предотвратить очередную смену власти в Сирии. По данным ООН, власти Сирии за 2025 год едва не стали жертвой пяти покушений.
О том, что глобальная коалиция во главе с США оставила свою базу в ат-Танфе, сообщил ряд СМИ со ссылкой на источники. Контингент, согласно этим данным, переведен на территорию соседней Иордании.
Эвакуация проходила в течение двух недель, несмотря на то что официально объявлено об этом американскими властями не было. Вывод с этого объекта стал одним из наиболее значительных шагов Вашингтона по сокращению своего контингента, внутренняя дискуссия о котором началась еще в эпоху 46-го президента США Джозефа Байдена. Теперь, как ожидается, Вашингтон полностью выведет свой контингент с территории Арабской Республики, которую он официально сделал своим партнером по борьбе с антитеррористической коалицией.
Теперь в ат-Танфе разместились военнослужащие 54-й дивизии в составе сирийской армии переходного правительства. Как проинформировал арабский новостной портал Shafaq News, сирийские войска дислоцированы как на самой базе, так и в ее окрестностях. Создается сеть блокпостов в рамках разработанного оперативным командованием плана по мерам безопасности. Ат-Танф изначально использовался международной глобальной коалицией для борьбы с ИГ и для тренировки некоторых лояльных США группировок.
Однако угроза со стороны ИГ никуда не исчезла. В январском интервью The Washington Post руководитель иракской разведки Хамид аль-Шатри рассказал, что, по его данным, за год в Сирии в пять раз выросло число боевиков ИГ – с 2 тыс. до 10 тыс. человек. По словам аль-Шатри, часть тех, кто присоединился к глобальной террористической группировке за последний год, – это бывшие сторонники президента Сирии Ахмеда аш-Шараа, недовольные его нынешним политическим курсом.
Сохранение войск в Сирии американская сторона рассматривала в том числе и в другом политическом аспекте. Осенью минувшего года американское издание Al-Monitor со ссылкой на источники сообщило, что Пентагон решил оставить статус-кво своих войск в Арабской Республике из-за того, что режим аш-Шараа крайне неустойчив и нестабилен. «С новым руководством связана некоторая хрупкость, существование которой прекрасно осознают в том числе внутри самого правительства, – заявил изданию источник Al-Monitor в военной сфере. – Мы просто будем наблюдать, как будет создаваться правительство и что будет представлять из себя сирийский силовой аппарат, прежде чем принимать какие-либо решения».
Генсек ООН Антониу Гутерриш в последнем докладе по ситуации в Сирии, вышедшем 11 февраля, сообщил, что аш-Шараа и его окружение в лице министра внутренних дел и министра иностранных дел едва не стали мишенями как минимум пяти покушений в прошлом году. Все они были предотвращены сирийскими службами безопасности, получающими разведданные со стороны иностранных коллег. Большая часть неудавшихся нападений связана с действиями ИГ, полагают ооновские эксперты. Согласно авторам доклада, аш-Шараа до сих пор «оценивается как основная цель» джихадистской группировки, позиции которой с момента смены власти в Дамаске 8 декабря 2024 года регулярно подвергаются совместным ударам Дамаска и Вашингтона.
В разговоре с «НГ» независимый эксперт по Ближнему Востоку Антон Мардасов заявил, что эвакуация сил США из ат-Танфа укладывается в логику передачи объектов под контроль местных сил. «Фактически главной задачей объекта, на котором в разное время находились в том числе силы европейских государств, было отслеживание логистики «иранского коридора» из Ирака – для насыщения вооружением шиитского интернационала в Сирии и «Хезболлы» в Ливане», – отметил эксперт. По его словам, в последние годы режима Башара Асада боестолкновения проходили как раз между проиранскими формированиями и США.
«Сейчас ситуация изменилась, хотя попытки контрабанды в Ливан до сих предпринимаются и определенный рост ИГ происходит, – пояснил Мардасов. – Количество атак ИГ на местные силы, конечно, снизилось. Действительно, определенные контртеррористические операции против ИГ возможны и с баз в Иордании, и вместе с Ираком, учитывая участие Сирии в международной коалиции. На активизацию такого сотрудничества США делают определенную ставку. Однако интересно, насколько местным силам удастся контролировать перекрестки дорог в этом районе и обеспечивать безопасность колонн, идущих в Иорданию и обратно: для террористов подобные объекты могут быть достаточно легкими целями с точки зрения быстрых рейдов».
По словам собеседника «НГ», для США наиболее проблемной зоной является сирийско-иракское пограничье, поскольку сеть местных подземных тоннелей дает боевикам ИГ возможность достаточно безопасно сохранять присутствие. «Вероятно, американцы до последнего там будут сохранять присутствие и, возможно, сменят его только на частное, то есть с опорой на частные военные компании», – отметил Мардасов.
Впрочем, как отмечает собеседник «НГ», в случае развертывания американской базы на территории аэропорта в Дамаске, как сообщали в прошлом году западные агентства, американская сторона сможет проводить некоторые операции. «Но потенциал для борьбы с терроризмом снизится», – резюмировал эксперт.



