Госсекретарь США Марко Рубио надеется добиться уступок от Кубы. Фото Reuters
Глава Белого дома Дональд Трамп заявил, что диалог с Гаваной уже идет. На переговорах американскую сторону представляет госсекретарь США Марко Рубио – американец с кубинскими корнями. Учитывая тяжелую гуманитарную обстановку, у властей Кубы остается немного вариантов. Скорее всего они пойдут навстречу требованиям США. Правда, что намерен потребовать Трамп от Кубы, остается непонятным.
О взаимоотношениях с соседней страной американский президент заговорил, общаясь с журналистами на борту своего самолета во время перелета из Флориды в Вашингтон. «Марко Рубио ведет переговоры с Кубой. Они обязательно должны заключить сделку, потому что речь идет о гуманитарной угрозе», – заявил Трамп. С конца января США ввели блокаду на поставки топлива на Остров свободы, значительно усилив тем самым давление на него.
Трамп подписал указ, согласно которому Вашингтон может наложить пошлины на товары государств, продолжающих поставлять нефть на Кубу. Глава Белого дома обосновал свои действия тем, что остров якобы представляет «исключительную угрозу для национальной безопасности США». В условиях и без того тяжелого экономического положения, прекращение поставок энергоресурсов – приговор кубинской экономике.
По словам экспертов, в настоящее время ситуация в стране еще тяжелее, чем в 1990-е годы. Тогда в сочетании с экономическим эмбарго и прекращением помощи из Москвы Куба так же испытывала острую нехватку горючего и продовольствия. Тем не менее исправно работала построенная еще в годы существования СССР инфраструктура. Сейчас надеяться на то, что с ее помощью удастся пережить очередную американскую блокаду, уже нельзя.
Кубинцы давно жалуются на отключения света. ООН 13 февраля выразила обеспокоенность в связи с нынешним кризисом, отметив проблемы с продовольствием и нехватку медикаментов. Кубинское правительство уже ввело ограничения на продажу топлива и сократило хождение общественного транспорта.
Куба в своем противостоянии с США, по существу, осталась одна. Венесуэла, которая в последние годы была крупнейшим поставщиком нефти для острова, в настоящее время пытается выстроить диалог с Вашингтоном. Мексика, второй крупнейший экспортер энергоресурсов для Кубы, не хочет не навлечь на себя гнев Трампа продолжением сотрудничества с Гаваной. Она, памятуя об исторических мексикано-кубинских связях, взаимодействует с островом, но не слишком активно. Президент Мексики Клаудия Шейнбаум объявила о том, что помощь Кубе продолжится только в формате гуманитарных поставок, отправка же нефтяных танкеров прекратится. Гуманитарную помощь предоставят также Испания в рамках ООН и Россия. Но этого недостаточно для предотвращения экономического кризиса.
С 1990-х годов Пекин, развивая политику на латиноамериканском направлении, налаживал отношения и с кубинским правительством. Китай до настоящего времени являлся вторым по величине торговым партнером Кубы. Однако потенциальные расходы на помощь острову, очевидно, перевешивают возможные выгоды, которые Пекин может получить, вмешавшись в американо-кубинский конфликт.
Планы США в отношении Кубы до сих пор остаются туманными. Рубио, ответственный за переговоры с Гаваной, в интервью агентству Bloomberg заявил, что правительство острова должно ослабить контроль над экономикой. Тогда, по его словам, американские власти снизят уровень давления на страну. Проведение же операции, сродни венесуэльской, в настоящее время маловероятно. Связано это, во-первых, с финансовыми расходами, а во-вторых, с тем, что в самих США подобные действия вряд ли получат одобрение. Во всяком случае, захват Мадуро в начале января не привел к существенному росту рейтинга Трампа.
Директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец уверен в том, что американо-кубинские переговоры уже идут, несмотря на то что официальная Гавана это отрицает. «Еще в 2014 году, когда шли аналогичные переговоры с командой Барака Обамы, кубинцы тоже отрицали сам факт их проведения вплоть до момента, пока не было достигнуто соглашение. Как правило, важные обсуждения всегда держат в тайне. Это только с Трампом иная ситуация», – сказал эксперт в комментарии «НГ», подтвердив, что ситуация в стране беспрецедентно тяжелая. «Куба и раньше оставалась без нефти, но запас прочности энергетики, созданной еще в советские времена, был больше», – объяснил Хейфец.
«Цель Трампа указана в его Стратегии национальной безопасности: полный стратегический контроль США над Западным полушарием. То есть, если у кого-то и должны быть контакты с другими, внеполушарными державами, то только с одобрения Вашингтона. Трамп, скорее всего, требует от Кубы разрыва связей с КНР и РФ и в этом, на мой взгляд, заключается главная сложность. Кубинцы не могут это требование выполнить, не поступясь достаточно важными для них принципами», – подчеркнул эксперт. По его мнению, это в принципе возможно, только если администрация нынешнего президента США пойдет на какие-то значимые для кубинцев уступки. При этом в центре обсуждения не могут быть вопросы миграции. Из Кубы в США последние несколько лет практически никто не уезжал, а следовательно, претензии Трампа к ней с данным вопросом не связаны. «Что будет дальше, пока не очень ясно. Я уверен, что переговоры идут, но вероятность их успеха оценить сложно», – заключил Хейфец.
