0
4454
Газета ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА Интернет-версия

19.12.2017 00:01:00

Охрана Гохрана

Тэги: гохран, ценности, эвакуация


277-13-11.jpg
Татьяна Тутова. Судьба дворцовых ценностей Российского императорского дома. Журналы работы Комиссии 1922 года в Московском Кремле. – М.: ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2015. – 316 с. (Т. 1), 232 с. (Т. 2).

«Судьба десятков тысяч предметов, сданных в Гохран, остается неясной: сколько из них было переплавлено, сколько продано на антикварном рынке, сколько задержалось в Гохране и, не будучи проданным, позднее пополнило музейную коллекцию или до сих пор лежит в сейфах Гохрана,  неизвестно. Возможно, позднее, когда будут рассекречены архивы Гохрана, на эти вопросы можно будет ответить, но пока благодаря нашим документам мы узнали, какие это были предметы», – подводит автор книги черту под тем, что уже известно и что еще предстоит узнать. Ведущий научный сотрудник Музеев Московского Кремля Татьяна Тутова сделала первую полную научную публикацию хранившихся в Кремле журналов Комиссии особоуполномоченного ВЦИК и СНК, которая с января по сентябрь 1922-го работала с эвакуированными в Москву дворцовыми ценностями. То есть она эти документы и описи издала и откомментировала (комментариям посвящен весь второй том) там, где было возможно, проиллюстрировав и проследив маршрут вернувшихся в музеи или ушедших за границу предметов. Вот, к примеру, черно-белая фотография (цветные картинки тут даны к вещам, сохраненным в результате в фондах Музеев Кремля) с выполненным Фаберже яйцом, которые в императорской семье любили заказывать в качестве подарков. «Анютины глазки» Николай II преподнес Марии Федоровне, императорскому дому в 1899 году яйцо обошлось в 5600 руб. При составлении отчета сотрудники комиссии в 1922-м подчеркнули его музейную ценность, чем на время спасли вещь от продажи: пять лет спустя яйцо поступило в Оружейную палату. Как оказалось, спасение было делом временным: в 1930-м дорогую вещицу Фаберже затребовала контора «Антиквариат», которая его и продала в Штаты. 

Так называемые дворцовые ценности эвакуировали в Москву, в Оружейную палату и Большой Кремлевский дворец, начиная с июля 1914 года. Из Зимнего дворца, из Аничкова дворца, из Царского Села, Петергофа, Русского музея... В 1917-м была учреждена Исполнительная комиссия по приему и охране дворцового имущества. В нее входили уже построивший Музей изящных искусств (сегодняшний Пушкинский) Роман Клейн, Игорь Грабарь, коллекционер Сергей Щукин (собственное собрание которого вскоре будет национализировано), много кто... Процесс эвакуации, как известно, продолжился в 1917-м, а 3 февраля 1920 года вышел скандально знаменитый декрет о создании Гохрана, в ходе национализации объявленного этаким народным собственником всего эвакуированного. Хранение в названии учреждения тут стало эвфемизмом. Большевикам нужны были деньги, и характерно, отмечает Татьяна Тутова, что, например, «дата передачи коронных бриллиантов в Гохран (10 апреля 1922 года) совпала с датой начала работы Генуэзской конференции, на которой были поставлены вопросы признания Советского государства де-юре и предоставления ему кредита».

Помимо подробных вступительных статей и комментариев, в смысле самой публикации журналов комиссии за 1922-й, здесь тот случай, когда обычные факты красноречивы. Листаешь протокол заседания комиссии и видишь: длинные столбцы с вещами, которые приходилось передавать в Гохран, среди этого отдельное вкрапление предметов, которые заседавшие старались оставить музейными экспонатами. Есть и такие моменты: 26 января 1922 года «К работе приступлено в 11 час. 10 мин. дня при температуре -6... Работа окончена в 5 ч. 20 мин. дня». Экспертом Комиссии особоуполномоченного ВЦИК и СНК, кстати, был Дмитрий Иванов, директор Оружейной палаты, и благодаря ему тысячи предметов удалось  вернуть из Гохрана  в музеи.

Но был и такой случай. Сохранилась фотография принадлежавшей императрице Марии Федоровне диадемы «колосья»: изящные колоски и цветочки, усыпанные бриллиантами. В комментарии Тутовой видишь, что Комиссия 1922 года просит оставить ее в качестве госдостояния. Тем не менее в 1927-м диадема ушла с молотка на аукционе Christie’s за 240 фунтов (при стоимости в 21 408 руб., согласно описи эвакуированных ценностей 1917 года)... Вот и все. Что-то нашлось, что-то нужно разыскивать, а что-то не будет известно никогда.   


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1505
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3413
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2497
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2009

Другие новости