Очевидец
АВТОР статьи "Ил-2: не легенда, а правда" Владимир Спасибо хорошо знает достоинства немецкой авиации, в частности, Stukas-Ю-87 (мы их называли лаптежниками за неубирающееся шасси), но мало знаком с тактикой штурмовой авиации, вооруженной самолетами Ил-2.
Подзаголовок статьи - "В 1941-1944 годах у советских ВВС не было по-настоящему эффективного самолета авиационной поддержки войск" - сам автор опровергает словами:
1. "Настоящим "истребителем танков" Ил-2 стал с середины 1943 г., после включения в боекомплект кумулятивных малокалиберных бомб ПТАБ". Значит, два года войны из четырех Ил-2 все-таки был "истребителем танков"! Вот это правда.
2. "Ил-2 несли очень большие потери, особенно от огня германских МЗА" (имеются в виду пушки "Эрликон"). Да, это верно, но только для начального периода боевого применения Ил-2, пока мы не научились подавлять огонь МЗА противника, т.е. первые месяц-два. Для остального времени боевого применения заявление автора статьи просто неверно, а что касается зениток среднего калибра, то они для нас были практически неэффективны всегда, так как элементарный противозенитный маневр - заход на цель с разворотом и со снижением - сводил их эффективность к нулю. А с первого залпа можно сбить самолет только в том случае, когда он строго выдерживает прямую, как мишень. Автор статьи, видимо, считает летчиков Ил-2 абсолютными идиотами, которые над целью всегда летали прямолинейно и равномерно и ждали, когда их собьют с первого залпа.
3. "Весьма опасными были и истребители люфтваффе, безнаказанно расстреливавшие штурмовики с ближних дистанций, атакуя с незащищенной задней полусферы". Даже в начальный период боевого применения одноместных Ил-2, используя их высокие маневренные свойства, мы быстро научились защищаться от хваленых Ме-109 с помощью круговой обороны шести Ил-2 (оборонительный круг).
К сведению Владимира Спасибо, вираж минимального радиуса Ме-109 выполнял за 23 секунды, и Ил-2, между прочим, - тоже за 23 секунды, но значительно меньшего радиуса, что мы и использовали успешно, особенно на предельно малых высотах.
4. Автор статьи почему-то считает Су-2 удачным типом легкого бомбардировщика и штурмовика, практически не бронированного и вооруженного 600 кг бомб и пулеметами ШКАС. Этот самолет был снят с производства, так как не шел ни в какие сравнения с самолетом Ил-2 ни по вооружению, ни по бронированию.
Что касается поддержки войск, то ни одна сколько-нибудь существенная операция не обходилась без тесного взаимодействия со штурмовой авиацией. Для примера можно привести успешную оборонительную операцию еще под Владикавказом в ноябре 1942 г., когда массированными ударами мы "разделали под орех" скопления немецких танков, которым так и не удалось прорваться в Закавказье, в чем мы оказали весьма существенную помощь пехоте.
Классическим примером взаимодействия штурмовиков с наземными войсками можно считать прорыв так называемой "голубой линии" на Кубани в июле 1943 г., когда перед атакой наземных войск массированными ударами дивизионных колонн пятерок Ил-2 по переднему краю к артиллерии противника мы делали по четыре захода, заставляя с первого замолчать всю многочисленную ЗА всех калибров, и три другие захода мы были полными хозяевами поля боя, чем значительно способствовали прорыву сильно укрепленной линии обороны противника.
А в боях под Керчью особенно тесно мы взаимодействовали с морской пехотой, например, во время взятия господствующей высоты 175,0 в ноябре 1943 г. Это делалось последовательными ударами пар Ил-2 с задачей подавления огневых точек противника. При появлении над полем боя каждой пары огневые точки под действием огня самолетов Ил-2 замолкали и морская пехота, поднимаясь во весь рост, беспрепятственно быстро продвигалась вперед. Это была весьма наглядная картина тесного взаимодействия морской пехоты и самолетов Ил-2.
Прав автор статьи в том, что боевых потерь в штурмовой авиации было больше, чем в любом другом роде боевой авиации. Однако такое тесное взаимодействие с наступающей пехотой, как поддержка Ил-2, не выполнял ни один боевой самолет мира, кроме этого. Как, очевидно, не знал Владимир Спасибо, что по самолетам Ил-2 на предельно малых высотах вели огонь не только все виды зенитного оружия, но и все виды вооружения танков и пехоты. Попробовал бы автор статьи уцелеть в таком аду, а не только расхваливать неудачные фашистские истребители Фокке-Вульф-190 (называя их почему-то штурмовиками), которых успешно били наши Ла-5. На 3-м Украинском фронте широко был известен случай, когда комэск Коля Скоморохов в качестве "охотников" парой со своим ведомым за один боевой вылет на Ла-5 сбили пять штук Фокке-Вульф-190.