0
2872
Газета Вооружения Интернет-версия

01.04.2005 00:00:00

Все армии мира выбирают дизель

Иван Филиппов

Об авторе: Иван Филиппов - бывший старший научный сотрудник НИИ Института бронетанковой техники МО РФ.

Тэги: танки, вооружение


Развитие танковых силовых установок в современном мировом и российском танкостроении характеризуется внедрением многотопливных дизелей и газотурбинных двигателей. Какой танковый двигатель лучше - дизельный или газотурбинный? Есть сторонники и первого, и второго мнения.

Авторы статьи под названием "Чего не боятся танки?" (НВО # 38, 2004) Валерий Козишкурт и Александр Ефремов, в частности, утверждают, что танк Т-80У с газотурбинным двигателем (ГТД) и сегодня, спустя 20 лет со дня принятия на вооружение, в "табели о рангах" занимает передовые позиции в отечественном и мировом танкостроении. По их мнению, ГТД танка, имеющий массу преимуществ перед дизельным двигателем по всем характеристикам, "привнес новые качественные свойства". Они утверждали также, что "скорость замены двигателя - 47 минут - это рекорд", хотя в июне 2004 года, по данным тех же авторов, время замены двигателя составляло четыре часа.

Однако из опыта мирового танкостроения и данных справочников "Jane"s Armour and Artillery. 2003-2004", "Основные боевые танки. 1993" известно, что в парках всех стран мира находятся основные боевые танки с дизельным двигателем. Исключение - США и Россия: с газотурбинным двигателем в США есть танки серии М1 "Абрамс", в России - танки серии Т-80.

По экономичности танковый газотурбинный двигатель существенно уступает традиционному танковому дизельному двигателю: удельный расход топлива двигателя Т-72Б составляет 180 г/л.с.-ч, а газотурбинного двигателя танка Т-80У - 225 г/л.с.-ч. Танк с газотурбинным двигателем в сравнении с танком с дизельным двигателем имеет значительно больший путевой расход топлива, из-за чего запас хода (по дорогам, без запасных топливных баков) у дизельного танка Т-72 составляет 480 км, а у газотурбинного танка Т-80У - лишь 335 км.

В выборе основного боевого танка для своих армий все страны, где проводился танковый тендер в начале 2000-х годов, предпочтение отдали боевым машинам с дизельным двигателем. Даже на турецкий тендер допускался американский танк М1А2 "Абрамс" не с газотурбинным двигателем, а с дизельным. А на американском танке М1А1 "Абрамс", выбранном австралийской армией, будет произведена замена двигателя на дизельный.

По состоянию на 2003 год, на мировой танковый рынок Россия поставила 12 210 танков серии Т-72 с дизельным двигателем и лишь 487 танков Т-80 с газотурбинным двигателем. Внутри страны для своих вооруженных сил приобретены 9200 танков серии Т-72 с дизельным двигателем, 4500 танков серии Т-80 - с газотурбинным. Рекордное время замены дизельного двигателя на некоторых зарубежных танках составляет 15-20 минут (на германских основных боевых танках "Леопард-2" и "Леопард-1").

Приведенные данные свидетельствуют о превосходстве дизельных танков, а не газотурбинных. И хотя и тот, и другой имеют свои преимущества и недостатки, однозначного ответа на вопрос о том, что лучше - танковый дизельный или газотурбинный двигатель, - на сегодняшний день не существует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
211
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1230
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1724
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1255

Другие новости