0
3649
Газета Вооружения Интернет-версия

17.08.2012 00:00:00

Полет длиною в век

Сергей Птичкин

Об авторе: Cергей Михайлович Птичкин - военный журналист.

Тэги: ввс, юбилей, авиация, авиашоу, жуковский


Историки продолжают спорить о точной дате рождения военной авиации России, но официально определено: Военно-воздушные силы императорской России учреждены 12 августа 1912 года. И в минувшие выходные столетний юбилей торжественно праздновали везде, где находились хоть какие-то подразделения, относящиеся к ВВС РФ. Настоящий подарок всем любителям авиации сделало командование ВВС, организовав на базе аэродрома ЛИИ имени М.М.Громова грандиозное авиашоу. В небе прошли практически все самолеты, стоящие на вооружении отечественной боевой и военно-транспортной авиации, свой пилотаж показали лучшие авиагруппы мира, в воздух поднялись самолеты времен Первой и Второй мировых войн и даже воссозданный «Блерио», который начал строиться более 100 лет назад.

Прежде чем рассказать о празднике, стоит все-таки напомнить, что он мог и должен был стать гораздо более ярким и по-настоящему всенародным. Первый чисто русский самолет под звучным именем «Россия» был построен и начал летать в 1910 году. Но юбилейную дату рождения Воздушного флота России на государственном уровне элементарно проспали. Тогда, в 2010 году, энтузиасты отечественного воздухоплавания и настоящие фанаты авиации попытались поднять в СМИ, как говорится, волну, чтобы напомнить властям: впереди 100 лет ВВС, и давайте сделаем так, чтобы весь 2012 год прошел под знаком этого юбилея.

Предлагалось сделать очень много: издать красочные альбомы по истории отечественной авиации, снять множество документальных и игровых телефильмов, рассказывающих о наиболее ярких страницах истории ВВС и боевого авиастроения, снять один или даже два полнометражных художественных фильма, откровенно восхваляющих ВВС (а почему бы и нет?), провести выступления и концерты ведущих деятелей искусства как в центре, так и в отдаленных гарнизонах, организовать целый ряд тематических фотовыставок по всей стране.

Реакция была положительной, но очень вялой. Сформировали некий общественный совет по подготовке к юбилейным торжествам, в который вошли высшие госчиновники, топ-менеджеры авиапрома, бизнесмены, ветераны ВВС, некоторые создатели современной авиационной техники. Было даже заявлено, что большую часть расходов по организации всех предполагаемых мероприятий возьмет на себя бюджет. На этом все и кончилось.

Возможно, помешали пожары 2010 года, съевшие, как утверждают эксперты, почти 1 трлн. бюджетных рублей, и начавшаяся череда выборов различных уровней.

И то, что 100-летие ВВС страна все-таки отметила, случилось лишь благодаря тем же энтузиастам, которые рук не опустили, сделав все от них зависящее, чтобы праздник состоялся. Прежде всего, конечно же, надо благодарить главкомат ВВС. Основные усилия были сосредоточены на организации авиашоу в Жуковском, там, где проходят авиасалоны МАКС. И это было самым верным решением.

Благодаря огромной территории аэродрома ЛИИ и уже созданной выставочной инфраструктуре удалось показать отечественные ВВС в самом выигрышном свете и создать зрителям достаточно комфортные условия. Стоит подчеркнуть, что пригласительные билеты на авиашоу были бесплатными. Их просто надо было вовремя заказать через Интернет. Пресс-служба ВВС и ее начальник полковник Владимир Дрик сделали все, чтобы облегчить журналистам работу, чтобы информация о мероприятиях, проводимых в Жуковском, дошла до всех, интересующихся историей авиации. Прямые репортажи с воздушного праздника шли как в Интернете, так и по телеканалу «Россия 24».

Само шоу состояло как бы из четырех частей: проход над аэродромом всех типов боевых и военно-транспортных самолетов ВВС России, показ ретроавиции, выступление пилотажных групп, а также гражданская часть – прыжки парашютистов, пилотаж спортивных самолетов и выступление тех, кто только осваивает авиацию.

Самое трудное для организаторов было, конечно же, провести воздушный парад, в котором участвовало в общей сложности около сотни самолетов и вертолетов. Эти машины взлетали с 10 различных аэродромов, отстоящих друг от друга на сотни километров, подходили в строго определенное время к Москве, с точностью до секунд встраивались в общий строй, проходили над аэродромом ЛИИ, а потом возвращались к местам базирования. Управление этой армадой должно было быть на очень высоком уровне, а мастерство и слаженность экипажей – просто филигранны. Ведь ничего подобного в нашей стране в таких масштабах не организовывалось ни разу.

Настоящим сюрпризом стал прилет на юбилей ВВС из Западной Европы целой эскадрильи ретросамолетов. Благодарить надо фонд «Крылатая память» и его руководителя Бориса Осетинского. Большая часть посетителей юбилейных торжеств в Жуковском впервые в жизни увидели вживую настоящие легенды мировой авиации: западные – «Авенджер», «Корсар», «Тексан», «Харрикейн», «Митчел» В-25, «Киттихок» P-40N, «Мустанг», а также советские – И-15бис, И-153, МиГ-3, Як-3, Як-9УМ. При этом Як-9УМ – это настоящий раритет. Были и один из первенцев мировой авиации «Блерио», грозный истребитель Первой мировой – триплан «Фоккер». И много других.

Полет этих машин вызывал общий восторг. Единственно, о чем можно было пожалеть, так это о том, что все эти чудо-самолеты стояли в недоступных для простых зрителей местах. На салонах в Фарнборо или Ле Бурже, где раритеты тоже летают, они стоят фактически на открытых площадках, к ним можно подойти, прикоснуться к древности, сфотографироваться с пилотами. У нас все это оказалось за рамками общенародных торжеств – только для узкого круга допущенных в закрытые зоны людей. А ведь, например, 80-летний пилот Jake Krine, который поднимал в воздух Як-3 и Як-9УМ, сам по себе легенда авиации, колоритнейший внешне человек. Остается надеяться, что на МАКС-2013 тоже удастся зазвать еще большую группу ретросамолетов и сделать так, чтобы общение с их пилотами и осмотр старых машин стал возможен для всех желающих.

Впервые в Россию одновременно прилетели лучшие пилотажные группы Европы: британская – «Красные стрелы», итальянская – «Фречче Триколори», польская – «Бело-красные искры», финская – «Полуночные ястребы», латвийская – «Балтийские пчелы». Увы, не прилетели «Турецкие звезды», хотя заявка от них была подана. Наверное, вмешалась политика, и совершенно зря.

Настоящую воздушную акробатику показали все отечественные пилотажные группы: «Русь», «Русские витязи», «Стрижи», «Беркуты» и совсем новая группа «Первый полет», летающая на учебных Як-52 и Як-54. Кстати, вертолетная группа «Беркуты» впервые летала на Ми-28Н, раньше они пилотировали Ми-24. Надо сказать, что пилотаж «Крокодилов» был более ярким. Это объясняется тем, что «Ночные охотники» – еще новые машины, на них наложены летные ограничения. Но сомневаться не стоит: скоро «Беркуты» будут творить в небе такие выкрутасы, что дух захватит.

Отметили 100-летие ВВС, увы, скромнее, чем хотелось бы, но праздник все равно состоялся. Боевая авиация России входит в новый век своего существования. Будем надеяться, что наши асы вновь станут летать выше всех, дальше всех, быстрее всех и лучше всех.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
472
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
540
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
381
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
397

Другие новости