Ударный беспилотный авиационный аппарат Predator доказал свою эффективность в войнах на Ближнем Востоке и в Афганистане. Фото с сайта www.af.mil
Два последних десятилетия разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат (БЛА) «Предейтор» (MQ-1 Predator), что в переводе с английского значит «Хищник», верой и правдой служил американским военным, ведя в их интересах разведку и наблюдение, выдавая данные целеуказания на различные средства поражения, а также уничтожая своими управляемыми ракетами террористов и иных врагов Америки.
Однако ничто не длится вечно – после 21 года службы время «Хищника» подошло к концу, поскольку его наследник – разведывательно-ударный беспилотник «Рипер» (MQ-9 Reaper), названный так в честь мифического Жнеца – собирателя душ, оказался существенно более приспособлен к войнам нового тысячелетия. Еще бы, ведь «Рипер» несет на порядок больше по массе различных средств поражения – около 1400 кг против 100 кг у «Предейтора» – и обладает в два раза большей скоростью и почти в два раза большей дальностью полета!
9 марта 2018 года на авиабазе Крич прошла официальная церемония снятия дрона «Предейтор» с вооружения. Впрочем, вплоть до декабря 2018 года «Хищники» продолжат нести службу на полях сражений в районе Большого Ближнего Востока.
РОЖДЕНИЕ «ЗВЕРЯ»
Контракт на разработку нового разведывательного беспилотного летательного аппарата, которому присвоили обозначение «Предейтор», компания «Дженерал Атомикс Аэронотикс Системс» получила в январе 1994 года. Согласно контракту, она должна была до июня 1996 года завершить фазу демонстрации технологий и прототипа, для чего заказчик – американские Военно-водушные силы (ВВС) – оплатил поставку на испытания трех разведывательных систем, включавших три наземные станции управления и 12 беспилотников. Официальная же презентация проекта беспилотного летательного аппарата «Предейтор» состоялась в 1995 году – с апреля по май того года опытный «Предейтор» участвовал в летных испытаниях на полигоне Вооруженных сил США в рамках комплексного учения Roving Sands – 1995. Эксплуатировали системы военнослужащие Сухопутных войск и Военно-морских сил США, тогда как управление программой было передано Управлению совместных программ по беспилотным авиационным системам ВМС США (JPO-UAV).
Результаты испытаний были весьма обнадеживающими, и военно-политическим руководством США было принято решение летом того же года отправить одну разведывательную систему на Балканы. По другим данным, первые «хищники» прибыли в Албанию, в район Гьядри, еще весной 1995 года. Опыт применения беспилотников нового типа на Балканах был признан успешным, и к началу антитеррористической кампании в Афганистане в 2001 году ВВС США уже подписали с разработчиком контракты на поставку 60 аппаратов типа «Предейтор». Из данного количества, по официальным данным командования американских ВВС, в последовавших операциях в Афганистане было потеряно 20 беспилотников, причем в основном по причине сложных метеоусловий и недостаточной степени подготовленности операторов.
Причем именно «Предейторы» всего неделю спустя после терактов 11 сентября 2001 года уже бороздили воздушное пространство Афганистана, выискивая цели для последующих ударов приведенной в полную боевую готовность американской военной машины. А уже в начале октября того же года подконтрольные военным и спецам из Центрального разведывательного управления «хищники» приступили к нанесению ударов по наиболее важным целям на территории подконтрольных талибам и террористам районов. В частности, 7 октября 2001 года именно цэрэушный «Предейтор» с серийным номером 3034 первым получил такое задание, открыв новую эру в истории войн. Робот-киллер должен был уничтожить основателя «Талибана» Мухаммеда Умара, также известного как Мулла Омар. Впрочем, задание он тогда провалил, но зато любой сегодня может увидеть этот дрон в экспозиции Национального музея авиации и космонавтики Смитсоновского института. Примечательно, что Муллу Омара, как считается, десять с лишним лет спустя все же ликвидировал другой «крылатый убийца».
ИЗ РАЗВЕДЧИКОВ – В КИЛЛЕРЫ
Официальное обозначение Вооруженных сих США для беспилотной авиационной системы с беспилотником «Предейтор» за все время ее существования было следующим:
– с опытными беспилотными летательными аппаратами – RQ-1 Predator (где R – разведывательный, а Q – беспилотный);
– с предсерийными беспилотными летательными аппаратами – RQ-1A Predator;
– с серийными беспилотными летательными аппаратами – RQ-1B Predator.
Сами беспилотники носили официальные обозначения: предсерийные – RQ-1K, а серийные – RQ-1L.
Начиная с 2002 года все «предейторы» носят принятое в ВВС США официальное войсковое обозначение MQ-1, где М – многоцелевой или, как еще принято их называть, разведывательно-ударный.
Следующим беспилотником, созданным на основе базового БЛА «Предейтор» и с учетом опыта его эксплуатации в боевых условиях и новых пожеланий заказчиков, стали разведывательный и разведывательно-ударный варианты беспилотной авиационной системы с БЛА типа «Предейтор» (Predator Block 1), которым было присвоено «рабочее» обозначение RQ-1B (разведывательный) или MQ-1В (разведывательно-ударный), а собственно БЛА получили обозначение соответственно RQ-1L и MQ-1L.
Среди основных отличий нового беспилотника можно назвать более мощную силовую установку на базе четырехцилиндрового двигателя с турбонаддувом, что позволило увеличить размеры и массу аппарата, наличие антиобледенительной системы и, самое главное, возможность применения различных средств поражения, для чего беспилотник был оборудован подкрыльевыми пилонами и лазерным целеуказателем. Варианты вооружения: две противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) AGM-114 «Хеллфайр» (Hellfire), либо четыре зенитные управляемые ракеты (ЗУР) AIM-92 «Стингер» (Stinger) класса «воздух–воздух», либо шесть управляемых ракет (УР) «Гриффин» (Griffin) класса «воздух–поверхность».
Испытания вооруженного «Предейтора» были проведены 21 февраля 2001 года – из трех выпущенных ПТУР «Хеллфайр» все попали в неподвижный танк-мишень, хотя последующие испытания в том же году – в мае и июне – были достаточно противоречивыми (причем во время испытаний даже имитировался обстрел «предейторами» одной из афганских резиденций Усамы бен Ладена).
После принятия на вооружение разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата он получил обозначение MQ-1A, последний аппарат данного типа ВВС США получили 3 марта 2011 года – больше данные беспилотники, успевшие принять участие в текущей операции НАТО в Ливии, американским военным или другим правительственным агентствам Соединенных Штатов не поставлялись.
В настоящее время беспилотники семейства RQ-1/MQ-1 в различных вариантах оснащения состоят на вооружении Военно-воздушных сил и Центрального разведывательного управления США, военно-воздушных сил Италии (32-й авиаполк) и Великобритании (39-я эскадрилья), поставлены военным Турции и Марокко, а также эксплуатируются подразделениями таможенной и пограничной службы Соединенных Штатов. При этом на экспорт поставлялся в основном невооруженный вариант под названием «Предейтор XP» (Predator XP), способный решать только задачи ведения разведки, наблюдения и выдачи целеуказания.
АРМИЯ ИДЕТ СВОИМ ПУТЕМ
Командование Сухопутных войск (СВ) США по итогам испытаний на новый многоцелевой БЛА увеличенной дальности (Extended-Range Multi-Purpose UAV) в августе 2005 года выбрало для себя – на замену БЛА типа RQ-5 «Хантер» (Hunter) – модифицированный беспилотник, получивший обозначение MQ-1C «Уорриор» (Warrior; в «Дженерал Атомикс» аппарат обозначали как «Скай Уорриор» / Sky Warrior), позже переименованный в «Грей Игл» (Gray Eagle, где Gray – американский вариант слова Grey, а в переводе означает – «серый орел»).
Новый беспилотный летательный аппарат отличается от предшественника установкой поршневого двигателя Thielert Centurion 1.7 HFE мощностью 135 л.с., увеличенным до 17 м размахом крыла, а также возросшим до 8840 м практическим потолком, боевым радиусом 400 км и продолжительностью полета не менее 30–36 часов. Масса полезной, в том числе боевой, нагрузки, которую может поднять аппарат, составляет: во внутреннем отсеке – 261 кг, на внешней подвеске – 227 кг. Масса топлива – 272 кг.
В состав бортового радиоэлектронного оборудования были включены комбинированная система в составе радиолокационной станции с синтезированной апертурой луча AN/ZPY-1 и системой слежения за мобильными наземными целями, а также мультиспектральная прицельная система AN/AAS-52 MTS (Multi-spectral Targeting System), тогда как на подкрыльевых пилонах можно подвешивать до четырех противотанковых управляемых ракет AGM-114 «Хеллфайр» или управляемых ракет AIM-92 «Стингер», либо планирующие авиабомбы GBU-44/B «Вайпер Страйк». Первый контракт оценивался в 399 млн долл. (доработка системы и организация малосерийного ее производства).
Новая армейская беспилотная авиационная система с данным беспилотником достигла состояния оперативной готовности в 2009 году, а в июне 2010-го первые четыре «серых орла» в невооруженном варианте были направлены для действий по целям в Афганистане. Беспилотники дислоцировались на военной базе Кэмп-Таджи (Ирак) и были оперативно подчинены 8-му разведывательно-ударному батальону 229-го авиационного полка 40-й боевой авиационной бригады. Причем после успешного проведения в феврале 2011 года на иракском полигоне Шэдоу Рэндж стрельб шестью противотанковыми управляемыми ракетами «Хеллфайр» данные беспилотники получили разрешение на применение и в качестве ударных.
Кроме того, для ВМС и НАСА были построены и поставлены в 1997 и 1996 годах по одному «гражданскому» варианту БЛА типа «Предейтор», которые получили соответственно обозначения «Олтас» I (Altus) и «Олтас» II, различаясь не слишком существенно – преимущественно наличием одноступенчатого («Олтас» I) и двухступенчатого («Олтас» II) турбонагнетателя.
САМ НЕ АМ, НО И ВАМ НЕ ДАМ
Примечательно, что, отправляя все «Хищники» в отставку, командование американских ВВС не спешит расставаться с ними. Беспилотники не будут проданы, как можно было бы предположить, ни гражданским или частным эксплуатантам, ни за рубеж. Их просто отправят на склад. Почему американские генералы от авиации не хотят продать вроде бы старые и не удовлетворяющие их требованиям дроны союзникам Америки – не совсем понятно. По крайней мере вразумительного объяснения представители ВВС США по этому поводу не дали. Вполне возможно, что так проявилось их чувство ревности либо они решили поиграть в «собаку на сене». Впрочем, буквально на днях заинтересованность в бэушных «предейторах» выразили американские адмиралы. Однако летчики на просьбу моряков пока никак не отреагировали. Странные они все же, эти американские военные…
комментарии(0)