Фото с сайта uacrussia.ru
Индийское военно-политическое руководство не перестает удивлять многочисленных экспертов и аналитиков. Еще недавно казалось, что «долгоиграющий» тендер на поставку 126 средних многоцелевых истребителей (Medium Multi Role Combat Aircraft или MMRCA) завершается в пользу французского «Рафаля». Однако в конечном итоге заказ на последние был размещен в виде отдельного небольшого контракта, а сам тендер был отменен в апреле 2015 года. Но, как выяснилось, и это еще был далеко не конец данной "мыльной оперы".
Дело в том, что потребность ВВС Индии в современных многоцелевых истребителях за минувшее время не исчезла, а спектр угроз уверенно продолжил расширяться. Поэтому три года спустя тендер на многоцелевые истребители Минобороны Индии возобновило и разослало запрос на получение информации (Request for Information – RFI) всем заинтересованным сторонам. Стороны эти фактически те же самые, что и в предыдущем тендере. К 6 июля 2018 года Минобороны Индии получило на свой запрос ответы от шести ведущих мировых авиапроизводителей.
Отличительной особенностью нового тендера MMRCA является сокращенное количество закупаемых самолетов (110 машин), а также необходимость соблюдения правил инициативы «Make in India» («Делай в Индии»). Впрочем, более интересным является то, что индийские военные предусмотрели теперь возможность закупки и двухдвигательных машин. Окончательный вариант RFI, который направили основным иностранным производителям боевых самолетов, включал запрос как на однодвигательные, так и на двухдвигательные самолеты.
Впрочем, как указывают представители Минобороны Индии, основной акцент в RFI сделан не на требованиях одно- или двухдвигательных истребителей, а на общих боевых возможностях "платформы". Согласно запросу об информации, предлагаемый истребитель должен выполнять задачи по завоеванию превосходства в воздухе и обеспечению ПВО. Кроме того, он должен обладать возможностью нанесения ударов по наземным целям, ведения разведки, проведения операций на море, веления РЭБ, а также осуществления дозаправки в воздухе. Критерием выбора также является стоимость поставки и стоимость жизненного цикла, основываясь на 40-летнем сроке службы или 6 тыс. часов налета.
Выбранный производитель должен будет предоставить логистический пакет, обеспечивающий 75-процентную готовность к боевому применению истребителей, средний налет которых составит 150 часов в месяц в течение как минимум 10 лет.
В рамках конкурса только часть самолетов планируется получить полностью готовыми, большее же количество истребителей должно быть построено по лицензии в Индии совместным предприятием поставщика и частной индийской компании в рамках инициативы «Make in India». Предусматривается следующий вариант: приобретение 17 истребителей в готовом виде и производство по лицензии 93 самолетов индийской компанией, которую выберет стратегический партнер (в соответствии с «Процедурой закупки продукции оборонного назначения»). Стоимость планируемых пока к закупке 110 самолетов оценивается в 15-20 млрд долларов.
Эксперты, впрочем, высказывают опасения, что директива индийского министерства обороны о включении истребителей как с одним, так и двумя двигателями в RFI может привести к «повторению» MMRCA 2007 года, и процесс выбора может затянуться на продолжительное время. Какой-то период полученные предложения авиапроизводителей будут проходить техническую оценку, после чего в течение 6-9 месяцев претендентам предоставят уточненные требования к самолету и вооружению. Затем будет подготовлен короткий список прошедших отбор и проведены испытания, за которыми последуют переговоры о стоимости и объеме передаваемых технологий. По оценке командования ВВС Индии, на определение лидеров после технической оценки и испытаний потребуется около 24-30 месяцев. Тем не менее, неизвестно, как долго МО Индии будет выбирать стратегического партнера, согласовывать условия контракта и создания совместного предприятия, а также передачу технологий для лицензионного производства истребителей.
Как и ожидалось, на новом витке индийского тендера предлагаются в основном те же машины, которые конкурировали в программе MMRCA. К ним относятся европейский «Тайфун», «Рафаль» французской компании Dassault, российский МиГ-35, шведский JAS-39E/F «Грипен» и американские F-16IN и F/A-18E/F. Только два из всех претендентов предлагают легкие однодвигательные истребители – «Грипен» компании Saab и F-16 корпорации Lockheed Martin.
Возможно, что включение в RFI двухмоторных истребителей и отказ от давних планов ВВС Индии по приобретению лицензии на производство однодвигательного самолета обусловлено тем, что Минобороны Индии стремится поддержать программу национального легкого истребителя «Теджас» компании HAL. Как читают в ВВС Индии, принятие на вооружение второго однодвигательного истребителя может «понизить» статус индийского истребителя и не способствовать инициативам правительства по сокращению зависимости индийских ВВС от импорта.
В случае победы двухдвигательного самолета тендере компания Boeing предлагает индийским компаниям Hindustan Aeronautics Limited (HAL) и Mahindra Defense Systems(MDS) партнерские отношения по производству истребителей F/A-18E/F «Супер Хорнет».
«Партнерство с компаниями HAL и MDS будет строиться в рамках инициативы правительства Индии «Make in India», – заявили в Boeing. Для производства F/A-18 совместно с местными партнерами американцы планируют задействовать максимально возможное количество деталей, произведенных на территории Индии. Чем, скорее всего, и будет ограничено участие Индии, так как, известно, что США полностью свои технологии передавать не стремятся. А это может снизить заинтересованность индийской стороны.
Французские производители взвинтили цены на свою продукцию, отказываются передавать «ноу-хау» и скорее всего в лидеры тендера не выйдут.
Легкий шведский «Грипен» может не пройти из-за необходимости сохранить потенциал индийского истребителя «Теджас». Евроистебитель «Тайфун» же – более дорогостоящий по сравнению с конкурентами, что снижает его преимущества (он в 2,5 раза дороже МиГ-35).
Допуск к конкурсу двухдвигательных самолетов дал шанс на победу в тендере российскому МиГ-35 – новейшему многоцелевому истребителю поколения 4++.
Самолет представляет собой дальнейшее развитие линейки истребителей МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2. У него существенно снижена заметность в радиолокационном диапазоне, установлена трехканальная цифровая комплексная система дистанционного управления с четырехкратным резервированием, повышена надежность самолета, двигателей и бортового радиоэлектронного оборудования, увеличен срок службы и ресурса планера. Он способен нести на десяти узлах подвески до 7 тонн боевой нагрузки и развивать скорость 2,25 Маха (более 2700 км/ч). Боевой радиус самолета составляет 1000 км, практический потолок – 17,5 км.
Перефразируя известное изречение, индийский тендер на истребители остановить нельзя – его можно только выиграть. В Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству РФ считают, что российский самолет имеет хорошие перспективы в тендере, и в случае победы Россия готова к созданию совместного производства.
комментарии(0)