«Адмирал Нахимов» после модернизации станет одним из самых мощных надводных кораблей российского Военно-морского флота. Фото с сайта www.aoosk.ru
Флот является особым видом Вооруженных сил. В нем есть все, что у других видов, при этом много уникального.
Боевые корабли, будучи крупноразмерными и хорошо энергетически обеспеченными объектами, прекрасно подходят для «поглощения инноваций». При этом роль Военно-морских сил (ВМС) растет в связи с тем, что с решения задач «флот против флота» они переориентируются на задачи «флот против берега».
В частности, именно ВМС становятся главным носителем крылатых ракет, ориентированных в первую очередь на поражение наземных, а не надводных целей. Причем все большая доля кораблей может такие ракеты нести и применять.
СУБМАРИНЫ
Подводные лодки (ПЛ) как класс морской техники абсолютно безальтернативны. При этом им еще чрезвычайно далеко до предела своего развития. Главные направления совершенствования ПЛ – увеличение скорости, глубины погружения, количества и номенклатуры вооружений, дальности обнаружения целей и применения оружия, а также снижение шумности.
Субмарины остаются самым эффективным средством борьбы как с «себе подобными», так и с надводными кораблями. А благодаря наличию вышеупомянутых крылатых ракет – и с береговыми целями, поскольку за счет скрытности могут подойти гораздо ближе к вражескому берегу, чем надводные корабли.
Пока принципиальным недостатком ПЛ является полная неспособность бороться с авиацией – даже с вертолетами, не говоря уж о самолетах. Попытки установить на подлодки зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) пока не впечатляют эффективностью.
Не представляется возможным достигнуть нулевой шумности, к тому же принципиально невозможно избавиться от кильватерной струи.
Но эти недостатки никак нельзя считать фатальными. С созданием ВНЭУ неатомные ПЛ получают возможность, как и ПЛА, находиться под водой без всплытия месяцами. При этом они благодаря отсутствию контура охлаждения реактора являются даже менее шумными, чем ПЛА. Увеличение глубины погружения позволит ПЛ эффективно скрываться от средств ПЛО под слоем звукового скачка.
Работы над совершенствованием конструкций ПЛ идут в США, России, Китае, Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Японии, Корее. В целом это один из наиболее перспективных классов не только морской, но и вообще боевой техники.
АВИАНОСЦЫ, КРЕЙСЕРЫ, ЭСМИНЦЫ
Авианосцы, в отличие от ПЛ, предела совершенства достигли. Правда, только в США – в лице «Нимица» и его модернизированного варианта «Форда», который сейчас проходит весьма затянувшиеся испытания. Теперь принципиально изменить и улучшить данную концепцию возможным не представляется. Видимо, в этом и нет необходимости. Совершенствоваться будет лишь их вооружение, то есть авиация. Естественно, к пилотируемым палубным самолетам добавятся разведывательные и боевые беспилотники. Постигнет ли этот класс кораблей судьба линкоров – пока однозначно сказать сложно, но определенные тенденции в этом направлении уже просматриваются.
Те же США достигли прорыва в концепции боевых надводных кораблей, создав систему боевого управления «Иджис» и УВП Мк41. Это превратило крейсера и эсминцы из «охранников авианосцев» в самостоятельные боевые единицы с очень высокими возможностями по поражению воздушных и наземных целей.
Теперь эти и подобные системы и универсальные УВП стали абсолютным мейнстримом в мировом военном кораблестроении, причем они появляются и на кораблях гораздо меньшего водоизмещения. Это придает ВМС совершенно новое качество, значительно повышающее их роль в ВС в целом.
Кроме самих США, подобные корабли строятся в первую очередь в Азии – в Китае, Японии, Индии, Республике Корея. Южнокорейские эсминцы типа «Сэджон Тэван» (три единицы) стали самыми сильными неавианосными надводными боевыми кораблями в мире. Конкуренцию им составили китайские эсминцы (в реальности – крейсера) пр. 055 и модернизированные российские крейсера пр. 1144. Правда, последних будет максимум два («Адмирал Нахимов» и «Петр Великий»), а 055-х – не менее восьми.
Следующим прорывом должен был стать американский «футуристический» эсминец типа «Зумволт» с еще более высокими боевыми возможностями. Однако здесь принципиальным оказался вопрос цены. Данные корабли оказались слишком дорогими, поэтому их будет всего три.
ВООРУЖЕНИЕ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ
Традиционные дозвуковые ПКР в обозримом будущем, видимо, будут заменены универсальными сверх- или даже гиперзвуковыми крылатыми ракетами, способными стрелять как по береговым, так и по крупным надводным целям. Пока, правда, сверхзвуковые ПКР имеются только у России (а также у Индии в лице совместного с Россией «Брамоса»), у Китая и у Тайваня.
На надводных кораблях с системой «Иджис» раньше, чем в наземной ПВО, появилась практически полноценная ПРО. Значительные размеры кораблей и их мощная энергетика позволяют размещать большое количество крупноразмерных ЗУР большой дальности и РЛС с ФАР.
По-видимому, на кораблях раньше, чем на суше, появятся и боевые лазеры ПВО ближней зоны. Опять же, этому очень способствует наличие на кораблях мощных ЭУ.
При этом для крупных надводных кораблей очень актуальна борьба с малоразмерными высокоточными боеприпасами, а также с боевыми катерами, в том числе с катерами-камикадзе. Пока для борьбы с такими целями используются скорострельные зенитные автоматы, но лазеры могут оказаться дешевле и эффективнее. Также именно лазеры будут наилучшим средством борьбы со сверхзвуковыми и тем более с гиперзвуковыми ПКР.
ПАТРУЛЬНЫЕ КОРАБЛИ И КОРВЕТЫ
Кроме того, в последнее время возник новый класс достаточно крупных надводных кораблей (с размерами фрегатов), называемых патрульными. Их целью является борьба с пиратами, браконьерами, контрабандистами и т.д. При больших размерах эти корабли имеют очень слабое вооружение (несколько малокалиберных пушек и пулеметов), из-за чего их вообще сложно считать боевыми. Разумеется, особенно активно класс патрульных кораблей развивается в Европе, которая отказывается от ведения классических войн и переориентирует свои ВС на полицейские и миротворческие операции.
Классы корветов и боевых катеров переживают определенный кризис из-за крайней слабости их ПВО и ограниченного боекомплекта ударного оружия. Впрочем, перелом может внести установка и на корветы вышеупомянутых УВП с ракетами различных классов.
Этот вариант продемонстрировал ВМФ РФ нанесением ударов по вооруженным группировкам исламистов в Сирии крылатыми ракетами «Калибр» с МРК и сторожевых кораблей Каспийской флотилии («Каспийские монстры», «НВО», 18.06.21). Но надо понимать, что российские корабли производили пуски из закрытого морского бассейна при полном отсутствии угрозы с воздуха и из-под воды. В открытом море перед лицом мощного вражеского флота так успешно воевать им было бы гораздо сложнее («Актуален ли «москитный флот» в ХХI веке», «НВО», 28.06.19).
МОРСКИЕ БОИ И ДЕСАНТЫ
При этом именно малые корабли и катера в период после окончания Второй мировой участвовали в морских боях между собой. Между крупными кораблями боев не было с октября 1944 года, то есть уже почти 78 лет.
Но и малые корабли и катера тоже очень давно не воевали. Последние ракетные бои (между катерами ВМС Ирана и Ирака) имели место осенью 1980 года, то есть более 40 лет назад («Битва за баррель», «НВО», 28.05.21). Артиллерийские бои между сторожевыми катерами двух Корей раньше происходили регулярно, но, как правило, оканчивались безрезультатно (только в двух боях на рубеже веков стороны «разменяли» в боях северокорейский торпедный катер на южнокорейский сторожевой катер).
Уходят в прошлое десантные корабли, высаживающие технику и морскую пехоту непосредственно на берег. Абсолютно доминирует загоризонтная высадка десанта – с вертолетов и десантных катеров. Размеры десантных кораблей быстро растут, постепенно сравниваясь с размерами авианосцев при почти аналогичной архитектуре.
Впрочем, последняя крупная морская десантная операция была проведена в 1950 году (во время корейской войны). Соответственно, рассуждения о перспективах таких операций не менее умозрительны, чем о морских боях.
Значительная часть современных десантных катеров ходит на воздушной подушке. Кроме того, существует очень узкий подкласс скеговых КВП, который исчерпывается двумя российскими МРК пр. 1239, шестью норвежскими ракетными катерами типа «Скьельд» и несколькими северокорейскими ракетными катерами, известными как тип «Нонго».
ЭКРАНОПЛАНЫ И КАТАМАРАНЫ
Корабли и катера на подводных крыльях оказались тупиковой ветвью: подобные проекты больше не развиваются. Экранопланы имеют ряд преимуществ, но достаточно сложны в эксплуатации, поэтому их перспективы неочевидны («В погоне за скоростью», «НВО», 05.07.19).
Вроде бы достаточно перспективными казались катамараны с торпедообразными корпусами. Эта схема получила название SWATH (small waterplane area twin-hull, катамаран с малой площадью ватерлинии). Она обеспечивает высокую скорость движения, уже очень широко используется в гражданском судостроении и проникла в военное. По ней построена большая серия (около 90 единиц) самых мощных в мире ракетных катеров пр. 022 для ВМС НОАК («Москитный флот уходит в прошлое», «НВО», 03.09.21). Строятся серии десантных транспортов JHSV и «литторальных боевых кораблей» типа «Индепенденс» для ВМС США, ракетные корветы на Тайване.
Впрочем, на развитие боевых катамаранов может повлиять поражение 1 октября 2016 года йеменскими хуситами с помощью китайской береговой ПКР С-802 (точнее – ее иранской копии «Нур») десантного транспорта-катамарана HSV-2 «Свифт».
Этот корабль австралийской постройки в ходе интервенции аравийских монархий в Йемен использовался в интересах ВС ОАЭ. Большой по размерам, но построенный из алюминия, он выгорел от попадания единственной ПКР (как в 1982 году случилось с также алюминиевым английским эсминцем «Шеффилд» во время войны с Аргентиной). Корабль остался на плаву, но его возвращение в строй вряд ли возможно (он продан в Грецию, где, очевидно, пойдет на металлолом).
Поскольку для катамаранов главным качеством является высокая скорость, альтернативы алюминию в качестве материала для их корпусов нет. Только для реального боя этот металл подходит очень плохо.
Заодно хуситы этим успехом продемонстрировали, что в некоторых случаях концепция «флот против берега» может обернуться обратной стороной: «берег» успешно ответил флоту. В 2017 году хуситы поразили радиоуправляемым взрывающимся катером саудовский фрегат «Медина», правда, тот получил лишь незначительные повреждения. По-видимому, уже начинают выводиться в резерв китайские катера пр. 022, оказавшиеся слишком дорогими и сложными в эксплуатации. Такая же неприятность происходит и с американскими «Индепенденсами». То есть с катамаранами пока получается примерно то же, что с экранопланами.
БЕЗЭКИПАЖНЫЕ СИСТЕМЫ
Безэкипажные системы, к каковым можно отнести и взрывающиеся катера (подобные тем, что применили хуситы против «Медины»), начали внедряться в ВМС мира еще во времена холодной войны. Было создано несколько проектов безэкипажных катеров-тральщиков, кроме того, давно и широко используются необитаемые подводные аппараты для поиска и уничтожения мин. Сейчас появляются роботы-катера, вооруженные малокалиберными пушками и пулеметами, предназначенные для борьбы с этими же катерами-камикадзе, а также с пиратами и т.п.
Серьезные работы ведутся (особенно, конечно, в США, Китае и России) по созданию необитаемых подводных аппаратов для решения наиболее сложной для современных ВМС задачи – противолодочной борьбы. Предполагается, что такие аппараты смогут патрулировать глубины океанов месяцами, разыскивая ПЛ противника.
При этом, поскольку систем устойчивой двусторонней связи с подводными объектами до сих пор не создано, подобные аппараты должны быть полностью автономными – то есть фактически обладать мощным искусственным интеллектом.
Если данную задачу удастся решить, то, вполне вероятно, затем методы ее решения будут использованы для создания боевых наземных роботов и полностью автономных боевых БПЛА. Последствия чего, впрочем, будут непредсказуемы («Роботы на войне или война роботов?», «НВО», 09.03.18). H
комментарии(0)