0
7361
Газета Вооружения Интернет-версия

07.04.2022 20:39:00

Авиация и спецоперация

Киев запросил у Вашингтона поставку штурмовиков Су-25

Тэги: вооружения, авиация, россия, украина, специальная военная операция, применение

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

вооружения, авиация, россия, украина, специальная военная операция, применение Ежедневно Воздушно-космические силы России уничтожают до сотни целей. Фото РИА Новости

Несмотря на высокую плотность огня ПВО, авиация активно используется всеми сторонами конфликта на Украине. За шесть  недель, прошедших с начала специальной военной операции российских войск по защите Донбасса, не было ни одного дня, когда бы сбитые самолеты, вертолеты и беспилотные летательные аппараты (БЛА) не фигурировали в сводках Минобороны России, Народной милиции Луганской и Донецкой республик, а также Генерального штаба Вооруженных сил Украины (ВСУ).

Обладая технологическим преимуществом, ВКС России за первые дни конфликта прочно завладели превосходством в воздухе. Это позволило российским летчикам планомерно и систематично уничтожать вражеские летательные аппараты в воздушных боях и путем нанесения авиаударов по аэродромам ВВС Украины, самолетостроительным и авиаремонтным заводам и другим ключевым объектам противника. В отдельные дни марта ВКС России уничтожали по 100 и более объектов военной инфраструктуры Украины.

Выступая на селекторном совещании в Министерстве обороны по итогам первого этапа спецоперации, глава ведомства Сергей Шойгу сказал: «Вооруженным силам Украины нанесен существенный урон. Завоевано господство в воздухе. Практически уничтожены военно-воздушные силы и система противовоздушной обороны. Из 152 самолетов, находившихся в боевом составе ВСУ до начала операции, уничтожены 123, из 149 вертолетов – 77, из 180 комплексов ЗРК большой и средней дальности – 152». Отметив «существенное снижение потенциала ВСУ», Сергей Шойгу заявил: «Российские Вооруженные силы продолжат специальную военную операцию до достижения поставленных целей».

Авиапарк

Согласно международным справочникам, по состоянию на прошлый год ВВС Украины насчитывали 26 истребителей Су-27 и 16 МиГ-29, 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и 13 штурмовиков Су-25М1. Речь идет только о боеготовой на тот момент технике; еще до сотни самолетов находилось на хранении или проходили ремонт на предприятиях местной промышленности.

По данным за 2008 год, Украина имела 116 истребителей, 36 штурмовиков и столько же фронтовых бомбардировщиков плюс некоторое число разведчиков Су-24МР. Взяв курс на интеграцию с Западом, в 2014 году киевский режим окончательно отказался от всякого военно-технического сотрудничества с Россией. Тем самым он фактически обрек украинскую авиацию на медленное самоуничтожение. Специальная военная операция лишь добила ее жалкие остатки.

Значительная часть уничтоженной авиатехники ВВС Украины (более половины) в момент ударов ВКС находилась на стоянках аэродромов либо проходила ремонт на территории авиазаводов. Это спасло жизни летчиков, но киевский режим горит желанием отправить их в бой, а ввиду господства ВКС России в воздухе – на убой. Для этого нужны самолеты, а боеготовых у Украины больше нет. Поэтому Киев просит авиатехнику у своих партнеров и союзников на Западе.

Ближе к концу марта правительство Зеленского отправило Конгрессу США запрос на поставку вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Журналисты телеканала CNN получили доступ к соответствующим документам. Там приводится длинный список артиллерийских систем, зенитных ракетных комплексов, противотанковых средств, противокорабельных ракет, радиолокаторов, приборов ночного видения и т.п. Но более всего обращает на себя внимание пункт по штурмовой авиации с указанием конкретного типа – Су-25. Вместе с фронтовым бомбардировщиком Су-24, истребителями Су-27 и МиГ-29 он входит в четверку основных типов боевых самолетов ВВС Украины.

Запрос на поставку

По данным американского журнала Aviation Week, в период с 26 февраля по 22 марта ВСУ потеряли в воздухе пять Су-25М1 – это модификация базовой машины, проведенная силами Запорожского авиаремонтного предприятия «МиГремонт». Три летчика погибли, а старший лейтенант Андрей Максимов попал в плен. МО РФ 28 марта сообщило об уничтожении очередного штурмовика ВСУ над Донецкой областью.

На тему украинского запроса по Су-25 телеканал CNN сообщает следующее. «Член палаты представителей – демократ из Колорадо господин Джейсон Кроу заявил на слушаниях в комитете по вооруженным силам, что представленный Конгрессу список отражает необходимые потребности украинского военного и гражданского руководства. В него включены боевые самолеты, в частности, штурмовики российского производства Су-25».

Здесь наши американские коллеги ошиблись. Дело в том, что данный тип разработан еще в Советском Союзе, коллективом опытного конструкторского бюро имени Павла Осиповича Сухого, а его серийное производство велось авиазаводом в Тбилиси. Окончательно сборка самолетов-штурмовиков в столице Грузии прекратилась лишь в 2008 году. Сборочный цех предприятия был разрушен ударом российской авиации в августе 2008 года, как часть операции по принуждению грузинской стороны к миру в Южной Осетии.

По факту подавляющее большинство одноместных штурмовиков Су-25 собрано на грузинской земле. Исключение составляют лишь считаные опытные образцы для испытаний и несколько десятков самолетов «противотанковых» модификаций Су-25Т/ТМ и Су-39 – их делал завод в Улан-Удэ. Ранее он специализировался на двухместных спарках Су-25УБ и Су-25УТГ, предназначенных для обучения летчиков тактической и морской авиации соответственно. Выпуск всех вариантов суммарно составил более 1300 единиц.

К настоящему времени сборка учебно-боевых и противотанковых вариантов Су-25 полностью прекращена. На УУАЗ остался лишь небольшой производственный задел, а завод полностью перешел на выпуск вертолетов. Кстати сказать, собранные в Улан-Удэ десантно-штурмовые Ми-8АМТШ и их модификации прекрасно показали себя в Сирийской Арабской Республике и совсем недавно в ходе операции по захвату аэродрома «Гостомель» силами спецназа и ВДВ России. Откуда Америка возьмет «сушки» для Украины? Восстановить выпуск Су-25 в Тбилиси за почти 14 лет, прошедших со времен войны августа 2008 года, никто так и не собрался.

Не дарим, а меняем

За все годы «незалежности» ВСУ не приобрели ни одного самолета и вертолета западной разработки и производства – слишком дорога подобная продукция для бюджета страны. Вместо того имеющиеся финансовые ресурсы концентрировались на программах поддержания летной годности авиатехники, доставшейся Украине от Советского Союза. А именно к следующим типам: фронтовые бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25, тяжелые истребители Су-27 и легкие МиГ-29. Интерес ВСУ к «сушкам» и «мигам» понятен: имеется обученный ее применению летный и технический состав, в наличии – материально-техническая база, склады запасных частей и авиационных средств поражения, сохранившиеся с советских времен.

Когда началась специальная военная операция Российской армии на Украине, руководство последней обратилось за помощью к западным соседям из числа стран – бывших членов Варшавского договора, ныне входящих в блок НАТО. Некоторые согласились помочь поставками из наличия авиатехники советских времен, но с оговоркой. Взамен они хотели получить от США американские самолеты и вертолеты.

Вскоре выяснилось, что румынские истребители МиГ-21 сильно устарели морально, а подготовленных летчиков и техников на этот тип у ВСУ нет. Аналогичная ситуация с польскими истребителями-бомбардировщиками Су-22М4. Боеготовые Су-25 сохранились в единичных экземплярах у Болгарии. Денег, времени и желания восстановить летную годность аналогичных штурмовиков на базах долговременного хранения нет. Бомбардировщики Су-24 и истребители Су-27 странам Варшавского договора не поставлялись вовсе.

Единственный тип, представляющий реальный интерес, – МиГ-29. Последние серийные машины, собранные из производственного задела, ушли ВКС России в 2016 году. До полусотни машин советской сборки есть у Польши, Болгарии и Словакии плюс 21 экземпляр купили США у Молдавии с целью предотвратить отправку Ирану. Несколько раз полеты надолго приостанавливались по техническим причинам, но ввиду отсутствия достойной замены по доступной цене возобновлялись снова. Летчики любят МиГ-29 за отличную маневренность и управляемость, способность переносить высокие перегрузки, взлетать с небольших аэродромов. Техники – за простоту в обслуживании и надежность.

Газета Wall Street Journal со ссылкой на источники в администрации Белого дома сообщала, что Польша рассматривала возможность предоставить Украине свои истребители МиГ-29, рассчитывая взамен получить американские F-16. Пентагон отнесся к идее холодно, но поляки настаивали. Президент США Джозеф Байден отправился в Варшаву с двухдневным визитом, в ходе которого доступно объяснил тамошним сторонникам киевского режима: передача польских МиГ-29 не предотвратит разгрома ВВС Украины и лишь разозлит Кремль, спровоцировав его на ответные действия.

Ближе к апрелю разговоры о передаче Украине каких-либо самолетов странами НАТО в публичном поле прекратились. Остается теоретическая возможность дарения ВСУ отдельных экземпляров для использования в целях поддержания практических навыков пилотирования украинскими летчиками. Полеты будут выполняться под руководством иностранных инструкторов с аэродромов стран НАТО и строго в пределах границ альянса. Словом, первоначальная смелая идея к настоящему моменту изрядно выхолощена и фактически низведена к пропаганде.

Вертолеты

Несмотря на многочисленные удары по украинским аэродромам, ВСУ сохранили половину довоенного парка вертолетов. Самый распространенный тип – транспортно-десантный Ми-8. Противотанковых Ми-24 насчитывалось до 40 единиц. Правда многие простаивали по причине выработки ресурса лопастей, выпуск которых пытался наладить двигателестроительный завод «Мотор-Сич».

К началу апреля в распоряжении украинских военных находилось по нескольку десятков винтокрылых машин этих типов. Обращают на себя внимание сравнительно низкие потери: в процентном отношении они оказались на 20–30% меньше, чем у боевых самолетов, ракетных комплексов, артиллерийских систем и бронетехники. Это объясняется высокой мобильностью данной техники, ее способностью выполнять взлетно-посадочные операции, используя площадки ограниченных размеров, скрываться от средств видовой, радиолокационной и др. разведки противника внутри ангаров, заводских цехов и других подобных объектов.

Помимо того ВСУ по разным причинам в феврале воздерживались от активного использования боевых вертолетов. Первые сообщения о сбитых над линией фронта Ми-24 в сводках МО РФ встречаются лишь в марте, когда счет уничтоженных истребителей ВВС Украины уже шел на десятки.

Первую неделю украинская сторона воздерживалась от отправки в бой вертолетов. По-видимому, имелись опасения, что те будут приняты за российские и сбиты «дружественным огнем». Так, действительно, произошло в Николаеве, когда три Ми-8 с украинскими десантниками были приняты отрядом так называемой территориальной обороны за вражеские и подверглись обстрелу.

Со своей стороны, в начале спецоперации ВКС России массово применяли винтокрылую технику при проведении операции по захвату аэродрома «Гостомель» к западу от украинской столицы. Согласно сводкам МО РФ, вертолеты доставили к месту высадки спецназа и десантников и прикрывали их огнем, сдерживая контратаки сил киевского режима. В операции было задействовано более 200 российских вертолетов.

Постепенно избавившись от шока, полученного в результате масштабной наземной и воздушно-десантной операции российских войск на киевском направлении, руководство ВСУ стало привлекать своих вертолетчиков к оказанию огневой поддержки войскам, прежде всего на линии фронта в Донбассе. Число вылетов Ми-24 достигло пика к середине марта, а затем по причине понесенных от огня ПВО потерь стало уменьшаться.

Изменение задания

Ближе к концу марта уцелевшие вертолеты марки «Ми» переориентировали на иной вид деятельности. Они стали выполнять полеты в осажденный Мариуполь для доставки боеприпасов окруженным в черте города националистическим батальонам. На обратном пути летчики вывозили раненых, а впоследствии – командный состав боевиков. Выполняя очередной полет в Мариуполь 28 марта, в 5 км от береговой черты один из Ми-8 попал под огонь народной милиции ДНР и разбился.

Расчет из трех ополченцев обнаружил 31 марта и обстрелял трофейными ПЗРК «Стингер» вертолеты, вывозящие боевиков-националистов из осажденного города. Один Ми-8 был подбит, изменил маршрут движения в сторону Азовского моря и упал в воду за 20 км от берега. Второй Ми-8, пораженный ракетой на высоте 7 м, рухнул на землю и сгорел у населенного пункта Рыбацкое. Из находившихся на борту 17 человек выжили двое. Словом, вертолетчикам ВСУ не удалось выполнить важное задание киевских правителей по эвакуации из Мариуполя представителей командного состава боевиков-националистов.

В апреле экипажи Ми-24 изменили тактику действий. Вместо оказания непосредственной огневой поддержки войскам на линии фронта в Донбассе летчики стали выполнять глубокие рейды для нанесения ударов по гражданским объектам Российской Федерации. Рано утром 1 апреля пара Ми-24, выполняя полет на предельно малой высоте, пересекла линию государственной границы и проникла на 50 км вглубь российской территории. Не встретив противодействия, вертолеты вышли к восточной окраине Белгорода и в предрассветной тьме обстреляли нефтебазу «Роснефти» ракетами и неуправляемыми реактивными снарядами. В результате прямых попаданий несколько резервуаров с топливом загорелись. Губернатор Вячеслав Гладков сообщил, что пострадали два сотрудника нефтебазы, жители близлежащих к ней домов эвакуированы, возгорание ликвидировано.

«Хочу подчеркнуть, что с данного объекта осуществлялось снабжение топливом только гражданского транспорта. Никакого отношения к российским Вооруженным силам нефтебаза не имеет», – прокомментировал авианалет официальный представитель Министерства обороны России Игорь Конашенков.

Предотвратить рейды украинских вертолетчиков вглубь российской территории можно, уничтожив находящуюся в распоряжении ВСУ авиатехнику. Согласно сводкам МО РФ, к началу апреля было сбито порядка 10 Ми-24, очередной вертолет был сбит средствами ПВО 30 марта к югу от г. Изюм.


статьи по теме


Читайте также


Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1038
Киев предлагает удалить Россию из переговоров по Приднестровью

Киев предлагает удалить Россию из переговоров по Приднестровью

Светлана Гамова

В Тирасполе ждут признания независимости

0
1068
"Большая семерка" хочет закончить конфликт с ХАМАС, но не с РФ

"Большая семерка" хочет закончить конфликт с ХАМАС, но не с РФ

Геннадий Петров

Министры иностранных дел G7 обсудят меры поддержки Украины и способы убеждения Израиля

0
991
Новый акт мобилизации потребует от украинцев еще больше денег

Новый акт мобилизации потребует от украинцев еще больше денег

Наталья Приходко

При этом их заверили в "максимальной демократичности" ужесточения призыва

0
952

Другие новости