0
7503
Газета Вооружения Интернет-версия

25.08.2022 20:38:00

Как МиГ стал лучшим перехватчиком мира

Сравнение с иномаркой стимулировало развитие самолетов ОКБ Микояна

Тэги: вооружения, россия, авиация, миг 31, кинжал

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

вооружения, россия, авиация, миг 31, кинжал МиГ-31К с гиперзвуковой ракетой класса «воздух–поверхность» был впервые представлен широкой публике на аэродроме Кубинка в рамках форума «Армия-2022». Фото автора

Экипажи истребителей МиГ-31БМ Воздушно-космических сил (ВКС) России одержали первые воздушные победы в небе над Донбассом. Этот вывод можно сделать исходя из информации, прозвучавшей на ежедневных брифингах Минобороны РФ о ходе специальной военной операции (СВО) на Украине. Помимо того, в боевых действиях принимает участие еще одна модификация самолета - ударный ракетоносец МиГ-31К.

«КИНЖАЛ» – ОРУЖИЕ МИГА

Российские военные продолжают наносить удары высокоточным оружием (ВТО) по объектам военной инфраструктуры Украины на всю глубину ее территории, включая расположенные вблизи Николаева, Одессы, Харькова и других крупных городов. По словам министра обороны Сергея Шойгу, в числе примененных в ходе спецоперации боеприпасов – гиперзвуковая ракета комплекса «Кинжал».

«Она применялась у нас во время специальной военной операции трижды и трижды показала свои блестящие характеристики, которых не имеет ни одна подобная ракета в мире», – сказал министр. Благодаря тому что ракета развивает скорость почти в 10 раз выше звуковой, может менять траекторию в вертикальной и горизонтальной плоскости, ее фактически невозможно взять в прицел средствами противовоздушной обороны. Значит, она обладает неуязвимостью ко всем существующим средствам ПВО. «Поэтому мы ею наносим удары по особо важным целям», – пояснил глава военного ведомства.

Создание комплекса «Кинжал» показало научное и технологичное лидерство России в области ракетостроения. «Собственно, такой ракеты ни у кого еще нет: и гиперзвуковой, и с такой скоростью, и с такими проникающими возможностями», – добавил Сергей Шойгу.

Согласно сообщениям из ежедневных брифингов МО РФ о проведении СВО, впервые «Кинжалы» были применены в боевой обстановке 18 марта для уничтожения подземного склада ракет и авиационных боеприпасов в населенном пункте Делятин, расположенном в Ивано-Франковской области.

Строго говоря, «Кинжал» – это комплекс, в состав которого входит средство поражения: ракета Х47М2 и ее носитель, перехватчик МиГ-31, доработанный в вариант МиГ-31К с усиленным центральным узлом внешней подвески под фюзеляжем.

Краткие характеристики комплекса перечислил президент России в выступлении перед Федеральным собранием 1 марта 2018 года. Тогда Владимир Путин назвал число Маха полета (М>10) и дальность пуска (более 2 тыс. км).

Комплекс поступил на эксплуатацию ВКС России в режиме опытно-боевого дежурства ближе к концу 2017 года. С тех пор МиГ-31К несколько раз принимали участие в воздушной части военных парадов в День Победы, выполняя пролет над Красной площадью.

Впервые рассмотреть этот самолет вблизи смогли посетители форума «Армия-2022» из числа тех, кто направился на аэродром Кубинка. Там на статической площадке выставлялся МиГ-31К с бортовым номером 36.

МиГ-31БМ представляет глубокую модернизацию строевых перехватчиков МиГ-31Б образца 1988 года и доработанные до их уровня МиГ-31БС более ранней постройки, с приданием дополнительного функционала и расширенного арсенала средств поражения. Бортовой радиолокатор самолета получил новый цифровой вычислитель от холдинга «Ленинец» и другие элементы, благодаря чему дальность обнаружения целей увеличилась до 320 км, а их поражение новой ракетой Р-37 - до 280 км. Стало возможным одновременное сопровождение 10 самолетов противника и наведение ракет на 6 из них. Общая эффективность авиационного комплекса выросла в 2,6 раза. Многофункциональные МиГ-31БМ используются в войсках с 2008 года. К настоящему времени примерно половина из 250 МиГ-31, находящихся в частях ВКС России, прошла модернизацию в варианты «БМ» и «К».

Благодаря усилиям МО РФ и отечественной промышленности данный тип самолета, поступивший на вооружение более 40 лет назад, поддерживается на высоте современных требований. Констатируя этот факт, следует помнить, что своим появлением и развитием МиГ-31 в немалой степени обязан палубному истребителю F-14 Tomcat, находившемуся на вооружении морской авиации США с 1974 по 2006 год. Подробно о судьбе «Томкэта» рассказано в статье «Том Круз меняет перехватчик» (см. выпуск «НВО» от 04 августа 2022 года).

РЕКОРДЫ МИГ-25

Коллектив московских авиаконструкторов под руководством Артема Ивановича Микояна разработал ряд проектов высотных перехватчиков. В 1972 году принимается на вооружение МиГ-25П. Этому самолету в специальном исполнении принадлежат многочисленные мировые рекорды высоты, скорости и скороподъемности, не побитые до сих пор.

А разведывательный вариант МиГ-25Р прославился в ходе локальных конфликтов своими полетами над Израилем и Пакистаном. Его не могли достать ни зенитные ракеты, ни истребители противника.

Летно-технические характеристики машины получились выдающимися, но были и недостатки. За неимением лучшего авиаконструкторам пришлось довольствоваться двигателями семейства Р-15, изначально предназначенными для межконтинентальной крылатой ракеты. Радиолокатор «Смерч» взяли с ранее созданного и на тот момент уже морально устаревшего барражирующего перехватчика Ту-126.

Даже в таком виде МиГ-25П вполне годился для решения поставленной перед ним задачи – защиты неба над Советским Союзом от проникновения американских стратегических бомбардировщиков и воздушных разведчиков. Однако в 1976 году предатель Виктор Беленко угнал свой МиГ в Японию. Изучавшие его авиационные специалисты США были шокированы комбинацией высочайших летных данных и отсталости бортовой радиоэлектронной аппаратуры.

Собрав воедино данные из открытых и разведывательных источников о том, какие выводы сделали для себя американцы по сильным и слабым сторонам МиГ-25, советское руководство решило в срочном порядке провести модернизацию всего парка таких самолетов. Так появились варианты МиГ-25ПД (новой постройки) и МиГ-25ПДС (доработанные самолеты строя)

Радиолокатор РП-25 «Смерч-А» заменили более совершенным «Сапфир-25» (на основе аппаратуры фронтового истребителя МиГ-23М), способным обнаруживать цель не только в свободном воздушном пространстве, но и на фоне земли. Ракету Р-40 переделали в Р-40Д путем замены головки самонаведения на таковую от Р-24 из арсенала МиГ-23МЛ. Двигатели Р-15Б-300 заменили более совершенными Р-15БД-300.

Благодаря изменнику Беленко тема МиГ-25 получила дополнительное финансирование и импульс к развитию. Но перевооружение авиаполков Войск ПВО Советского Союза на МиГ-25ПД/ПДС не обеспечило достижения технологического паритета с потенциальным противником.

В 1974 году ВМС США принимают на вооружение палубный перехватчик F-14A. Уступая МиГ-25ПД по высотно-скоростным характеристикам, новый защитник флота нес гораздо более совершенную бортовую аппаратуру и дальнобойное ракетное оружие. Это позволяло ему сбивать самолеты противника на существенно большем удалении от защищаемых объектов.

Хотя МиГ-25ПД появился на несколько лет позже F-14A, он уступал по ряду ключевых показателей. Так произошло потому, что модернизацию провели в спешке, руководствуясь прежде всего соображением сделать добытую американцами информацию по МиГ-25 неактуальной.

Поскольку прямое сравнение было не в пользу советской техники, руководству пришлось выделять дополнительные средства на развитие линейки марки «МиГ». В результате появился более совершенный самолет – МиГ-31.

УЛУЧШЕННЫЙ МИГ-31

Проект под заводским индексом Е-155МП начался в 1972 году – через пару лет после первого полета F-14A.

МиГ-31 характеризуется как специализированный перехватчик 4-го поколения (МиГ-25П относится к 3-му) для использования в системе ПВО страны. Способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу с высотными скоростными самолетами (как МиГ-25П), а также низколетящими вертолетами и малоразмерными крылатыми ракетами (чего предшественник не умел). Основными противниками этой машины считались разведчики SR-71, стратегические бомбардировщики B-1 и крылатые ракеты Tomahawk. Словом, МиГ-31 сделали способным бороться с аэродинамическими воздушными целями всех типов.

Специально созданные для МиГ-31 двигатели Д-30Ф6 обеспечили самолету сверхзвуковой рубеж перехвата по запасу топлива 720 км (без подвесных баков, с посадкой на аэродроме вылета). Впервые в отечественной практике на истребителе появились цифровые вычислители в составе систем управления самолетом и наведения ракет класса «воздух-воздух». МиГ-31 стал первым в мире серийным истребителем с импульсно-доплеровской бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) с фазированной антенной решеткой, имеющей электронное сканирование.

БРЛС «Заслон» имеет максимальную дальность обнаружения цели с эффективной поверхностью рассеивания 16 кв. м свыше 200 км, что вдвое превосходило соответствующий показатель РП-25. Радиолокатор может сопровождать до 10 целей и наводить ракеты на четыре их них. Сложное радиотехническое оборудование потребовало ввести в состав экипажа штурмана-оператора (МиГ-25П был одноместным). Его главными задачами стали контроль за воздушным пространством, работа с системой управления оружием, выбор тактики перехвата одиночных и групповых целей.

По данным справочника Military Balance за 2000 год, на тот момент в составе авиации ПВО России насчитывалось до 300 МиГ-31 (другие источники говорят о 425 самолетах в России и 32 – в Казахстане), в США – 255 F-14A/B/D, в Иране – 25 боеготовых F-14AM. Тогда МиГ-31 и F-14 были единственными в мире истребителями, вооруженными управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» большой дальности (Р-33 и AIM-54 Phoenix соответственно).

СРАВНЕНИЕ С ПРОТИВНИКОМ

По мнению отечественных экспертов, эти самолеты представляли «альтернативные разработки, решающие близкие задачи» и «воплощение лучших достижений научно-технического прогресса» первой половины 1970-х. Об этом говорится в сборнике «Авиация ПВО России и научно-технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра» под редакцией академика Федосова, вышедшем в 2005 году.

32-7-1480.jpg
Истребитель F-14AM ВВС Ирана заходит
на посадку на аэродром Мехрабад. 
Фото с сайта www.tasnimnews.com
Составители сборника приводят такое наблюдение: «По своим функциям, решаемым задачам и многим характеристикам МиГ-31 и F-14 близки и уникальны. Оба являются двухместными, двухдвигательными сверхзвуковыми перехватчиками, способными на длительное патрулирование и перехват воздушных целей на большом удалении».

При выполнении вылетов на перехват отечественная машина имеет взлетный вес 41–43 т против 31–33 т у иностранного конкурента, при этом обладает существенно более емкими топливными баками (полная заправка 15,5 т против 7,5). Тяга двигателя Д-30Ф6 составляет 9,5 т, с форсажем – 15,5 т против 5,6 и 9,5 т соответственно у американского TF30-P-412A. Тяговооруженность на взлете: 0,76 у МиГ-31 против 0,72 у F-14A. Рубежи перехвата: форсажный – 730 км у МиГ-31 против 250 у F-14A, бесфорсажный – 1250 против 800.

Маневренные возможности при вылете с четырьмя-шестью ракетами дальнего воздушного боя и располагаемая тяговооруженность на характерных режимах полета этих самолетов оцениваются как близкие. Максимальные высоты горизонтального полета (практические потолки) у F-14A ниже на 1500–2500 м (абсолютная цифра для МиГ-31 - 20600 м). Максимальное число Маха полета у МиГ-31 выше на высотах более 13 км, на 17 км (где оно составляет M=2,83) превосходство достигает 670 км/ч. На высотах полета до 13 км преимущество по скорости за F-14A.

Располагаемые перегрузки и максимальные угловые скорости неустановившегося разворота у «Томкэта» выше во всем диапазоне скоростей и высот. На дозвуковых режимах самолеты обладают практически равными характеристиками установившихся виражей и набора высоты, на сверхзвуковых МиГ-31 получает значительное превосходство.

При выполнении пространственных восходящих маневров без потери скорости МиГ-31 имеет превосходство, в том числе по энергетической скороподъемности. При наборе высоты и разгоне F-14A отстает от соперника, но расходует меньше топлива. МиГ-31 быстрее выходит на рубеж перехвата, причем преимущество растет с увеличением дальности до рубежа. Так, для рубежа 500 км разница составляет 3 мин.

РАДИОЛОКАТОР С РАКЕТАМИ

«Смерч» относится ко 2-му поколению БРЛС для отечественных перехватчиков. Следующим шагом вперед стала станция «Сапфир-23» на МиГ-23М, на базе которой созданы станция «Сапфир-25» для МиГ-25ПД и ряд других. Они способны обнаруживать воздушную цель на фоне земли и наводить на нее ракету при атаке истребителем сверху вниз.

БРЛС 3-го поколения выполнены на полупроводниковых элементах и микромодулях, практически без применения электронных ламп. В них реализован подсвет цели непрерывным излучением для доплеровских радиолокационных головок самонаведения ракет, обеспечивающих поражение целей, летящих на малой высоте. Недостатком упомянутых отечественных БРЛС было использование аналоговых вычислителей (например, АВМ-23 на МиГ-23) когда американцы уже перешли на цифровую обработку информации.

4-е поколение – импульсно-доплеровские БРЛС, обеспечивающие обнаружение и сопровождение целей на фоне земли и в свободном пространстве. Реализован режим квазинепрерывного излучения зондирующих импульсов. Элементная база выполнена на микросхемах и микросборках с использованием бескорпусных полупроводниковых приборов.

Первой серийной БРЛС истребителя, реализующей импульсно-доплеровский метод с высокой частотой повторения излучения зондирующих импульсов, стала AWG-9. Она использует целевую антенную решетку диаметром 900 мм и передатчик на лампе бегущей волны со средней выходной мощностью 2,4 кВт. Решение боевых задач производится при помощи аналоговых вычислителей, но окончательная обработка данных ведется бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) CDC-5400B.

Полностью цифровой AWG-9 не являлась. Первой такой станцией (с БЦВМ и цифровым процессором сигналов) стала APG-63 (с антенной от AWG-9) истребителя F-15A, принятого на вооружение в 1976 году. Правда, из-за сравнительно малой мощности передатчика (1 кВт) дальность обнаружения воздушной цели составляла 80–100 км - на уровне «Сапфир-25» и вдвое меньше, чем у AWG-9.

Первым из отечественных перехватчиков на цифровую аппаратуру перешел МиГ-31. ЭВМ «Аргон-15» сопряжена с цифроаналоговыми устройствами для первичной обработки информации с радиолокатора. Работы над «Заслоном» начались в 1968 году. Первые полеты на МиГ-31 состоялись спустя восемь лет, а в 1978-м станция продемонстрировала возможность одновременного сопровождения 10 целей и наведение ракет на 4 их них.

«Заслон» и AWG-9 находятся на одном уровне по энергетическим характеристикам. Средняя мощность передатчика составляет 2,4–2,5 кВт. Однако американская система имеет щелевую антенну с механическим сканированием луча, а отечественная – более прогрессивную фазированную антенную решетку с электронным сканированием. AWG-9 непрерывно сопровождает лишь одну цель, а «Заслон» – несколько.

AWG-9 может наводить на цели до шести AIM-54 одновременно (против четырех Р-33 для «Заслона»), но из-за характерных особенностей антенны американской БРЛС – только в узком диапазоне телесного угла. На конечном участке наведение ракеты возможно лишь с использованием ее собственного радиолокатора, работающего в активном режиме (на излучение). «Заслон» не имеет подобных ограничений, поэтому он предпочтительнее для одновременного обстрела нескольких целей. Вместе с тем AWG-9 может выступить лучше при обнаружении и обстреле крупной одиночной цели типа бомбардировщика.

Предельные дальности, на которых становится возможным пуск ракет, у AWG-9 и «Заслона» практически не отличаются (110-120 км). При этом точность определения дальности и угловых параметров у отечественной системы в несколько раз выше.

Анализ возможностей самолетов во встречном ракетном бою на больших высотах показал, что F-14A имеет преимущество по причине больших располагаемых перегрузок ракеты AIM-54 по сравнению с Р-33. Чтобы лишить противника этого преимущества, экипажам МиГ-31 рекомендовалось начинать бой с превышением по высоте.

Согласно оценкам 2-го ЦНИИ МО, на которые ссылаются составители вышеназванной книги под редакцией Федосова, коэффициент боевого потенциала МиГ-31 превосходит F-14A на 30–40%.

ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

Пока F-14 сохранялся на вооружении ВМС США, западные СМИ и Голливуд усиленно расхваливали машину, представляя ее самым совершенным истребителем мира. После списания последнего самолета в 2006 году стали появляться публикации где «Томкэт» получал иные оценки, включая уничижительные. Резкой критике подвергаются двигатели TF30 за склонность к помпажу при энергичных эволюциях самолета. Утверждается, что отказы силовой установки привели к потере 40 F-14. Погасание двигателя при выполнении пространственного маневра на больших углах атаки грозило срывом в плоский штопор, из которого самолет не выходил.

Бортовая аппаратура нередко выходила из строя, еще чаще – давала «глюки», из-за чего экипаж не мог выполнить боевую задачу. Все три выпущенные американскими летчиками в боевой обстановке ракеты AIM-54 «ушли в молоко».

Советской разведке было известно о низкой надежности самолета и его аппаратуры. Однако вместо объективной оценки F-14А специализированные военные институты и представители промышленности продолжали уверять вышестоящее начальство в его высокой боевой эффективности.

Сознательно завышая качество техники вероятного противника, отечественная «оборонка» пыталась выбить у высшего политического руководства страны дополнительные средства на развитие продуктовой линейки и совершенствование серийно выпускаемой продукции. Плохо это или хорошо – предмет отдельного исследования.

Нам лишь остается констатировать, что своим существованием «Томкэт» помог развитию отечественных перехватчиков марки «МиГ». На их совершенствование неоднократно выделялись большие средства, что в итоге привело к созданию действительно мощных боевых комплексов, которые и поныне составляют основу ПВО страны.


статьи по теме


Читайте также


Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Данила Моисеев

Энтони Блинкен призвал Украину побороть не только РФ, но и коррупцию

0
2981
На форуме "Россия" стартовала программа "Москва – молодежная столица"

На форуме "Россия" стартовала программа "Москва – молодежная столица"

Татьяна Астафьева

Целый месяц на ВДНХ будет посвящен проектам, важным для юного поколения

0
1878
Гости ВДНХ узнали об экологических проектах "Роснефти"

Гости ВДНХ узнали об экологических проектах "Роснефти"

Галина Грачева

На форуме "Россия" Международный день климата отметили мастер-классами, кинопоказами и викторинами

0
2301
Романовы без имперских амбиций

Романовы без имперских амбиций

Анастасия Коскелло

Почитание Николая II избавляют от налета маргинального монархизма

0
3326

Другие новости