Фото пресс-службы МО РФ
Тело погибшего в Сирии 3 февраля летчика майора Романа Филипова возвращено в РФ военной разведкой во взаимодействии с турецкими коллегами, сообщили во вторник в Минобороны. По желанию семьи и родителей похороны состоятся в Воронеже 8 февраля. Погребение будет проведено с отданием воинских почестей Герою России (накануне пресс-служба Кремля сообщила, что Владимир Путин подписал указ о присвоении Роману Филипову этого звания посмертно).
Минобороны накануне запретило штурмовикам СУ-25 летать в Сирии ниже 5 тыс м после трагедии с самолетом Романа Филипова. Впервые в ходе этой операции самолет был сбит с земли с помощью переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК). Такое ограничение по высоте было и раньше, но по какой-то причине самолеты опускались гораздо ниже, что в итоге и привело к утрате боевой машины и героической гибели русского пилота. По версии некоторых аналитиков, на Филипова и его товарищей несколько дней шла охота «на живца», их заманили на какую-то цель, как это делали душманы в Афганистане.
Гибель штурмовика привела в движение многие силы. Как мы теперь знаем, Российский центр примирения враждующих сторон в Сирии совместно с турками, ответственными за зону деэскалации «Идлиб», принял эффективные меры по возвращению тела российского летчика. Также сообщается, что сирийские и, возможно, российские силы специального назначения пытаются получить фрагменты снаряда, которым был сбит самолет, чтобы попытаться выяснить, кто поставил оружие «повстанцам».
Источники в Минобороны и авиастроительной отрасли рассказали «Известиям, что создана рабочая группа, которая разбирается в деталях гибели штурмовика. Например, она будет изучать, почему пилот не задействовал пиротехнические заряды, которые могли бы отвести в сторону ракеты. Нужно разобраться, почему самолет работал на низких высотах. Насколько справедливы утверждения блогеров, что СУ-25 не «облетал зону деэскалации «Идлиб» для контроля режима прекращения огня», как утверждает Минобороны, а атаковал ракетами какие-то цели с небольшой высоты, и именно после этого маневра стал уязвим для ПЗРК.
Причем, потеря самолета могла произойти и несколькими днями раньше. 1 февраля в YouTube появились ролики, на которых видно, как штурмовик отклоняется от залпов зенитной установки, вероятно установленной на так называемом «шахидмобиле». Эксперты утверждают, что видные на ролике разрывы снарядов рядом с самолетом говорят о том, что он летит на высоте не более 2,5 км., то есть в нарушение инструкции.
Анализ собранных по материалам военных форумов данных привел информационное агентство REX к выводу, что гибель штурмовика СУ-25 – это результат чьей-то спецоперации, что место засады и приманка в виде важной цели были подготовлены заранее. «Видно, что до того, как его сбили, он выпускает две ракеты. То есть было подготовлено место засады и приманка в виде важной цели. Его сбили на выходе из пикирования. Это не спонтанный успех, это подготовленная спецоперация», – пишут аналитики.
В агентстве, правда, ошибочно называют самолет Романа Филипова ведомым. Минобороны РФ поправляет, что он, наоборот, работал ведущим в спарке двух штурмовиков. По мнению ИА REX, бить по ведомому, то есть идущему сзади, самолету рекомендуют методички, которые были обнаружены у афганских моджахедов и боевиков Хаттаба в Чечне.
«Успешный пуск ракеты из ПЗРК может быть произведен с такого расстояния, с которого воздушная цель не сможет уклониться от ракеты, даже если обнаружен факт пуска. Либо самолет в пределах досягаемости ПЗРК должен выполнять такой маневр, при котором пилоту трудно резко изменить параметры полета – в нашем случае выход из пикирования с набором высоты», – пишут аналитики. По их данным, такие места подбирают заранее. В Афганистане это были выходы из ущелий, мимо которых пролетали вертолеты. Но в случае с Идлибом, судя по рельефу, различимому на видео, там была какая-то цель-приманка.
Кроме того, в пользу версии о спецоперации по заманиванию «грачей» говорит работа большого коллектива и съемка «мероприятия» с нескольких ракурсов. Работала целая группа, в которую входили наблюдатели, сообщавшие о траектории полета тем, кто непосредственно запускал ракету. «Была группа радиоперехвата, возможно ПЗРК было два, работала группа видеофиксации (снимали как минимум с двух точек), плюс кто-то управлял операцией, всего было человек 30, на пяти-шести пикапах, которые тусовались в этом районе уже несколько дней», – пишет ИА REX. – Самолет снят с нескольких точек именно в момент попадания ракеты, а это значит, что кому то было известно о том, что будет предпринята попытка сбить самолет, она была запланирована». Кроме того, ресурс сообщает, что в районе спецоперации оказался корреспондент американского информационного агентства «Associated press», который оперативно взял интервью у ликующих «повстанцев».
На некоторых ресурсах можно сегодня обнаружить размышления о дальнейшей судьбе тех, кто принимал непосредственное участие в уничтожении российского самолета и пилота. Интернет-ресурс iarex. ru считает, что «повстанцы» опрометчиво демонстрировали свои физиономии, пританцовывая на обломках Су-25 и, особенно, рядом с телом пилота. «Все лица, крайне опрометчиво показанные ими на фотографиях, вскоре будут опознаны и познакомятся с возмездием российского спецназа, а лично Шейх организации, «Абдуллах аль-Мухайсисни», посетивший место падения российского самолета и глумившийся над символами России, долго не проживет», – предсказывают на сайте, не раскрывая, однако, источника уверенности в данном прогнозе. По данным РИА «Новости», которое ссылается на сайт SITE, ведущий мониторинг информационной активности экстремистов, ответственность за сбитый Су-25 взяла на себя группировка «Хайат тахрир аш-Шам» (террористическая организация, запрещенная в России, ранее известная под названием «Джебхат ан-Нусра»).
Глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов сообщил, что к месту падения самолета уже третьи сутки прорывается сирийский спецназ, который должен собрать информацию о типе и происхождении ПЗРК, которым был сбит российский Су-25. Ранее сенатор, ветеран СВР Игорь Морозов заявил, что этот ПЗРК мог попасть к боевикам через контрабандные продажи с военного склада в Калиновке Винницкой области Украины, где в сентябре произошёл сильнейший пожар, под прикрытием которого и могла произойти утечка опасной техники.
Ранее первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич заявил, что боевики могли получить ПЗРК при посредничестве США. «Просто так, без серьезной поддержки и сопровождения извне на территорию боевых действий они попасть не могут. Это через третьи страны сделали американцы. И на фоне русофобии это дорого им обойдется», – пригрозил он.
К сожалению, имя Романа Филипова оказалось втянутым в скандал с неправомерным доступом к личной информации пилота через чрезмерно открытый не только для иностранных шпионов, но и для всех любопытных официальный интернет-сайт Министерства обороны России. Как отметили в военном ведомстве, «используя ставшие известными в результате геройской гибели личные данные летчика майора Романа Филипова, некто Д. Коротков (это сотрудник интернет-издания «Фонтанка Денис Коротков – «НГ») получил доступ к его персональным финансовым отчетам.
Оказалось, что входя в личный кабинет военнослужащего в первый раз, «любой офицер или контрактник вводит туда свой уникальный пароль. К сожалению, у Романа не хватило времени зайти на свою страницу, – за него это сделал гражданин Д. Коротков из «Фонтанки», сетует оборонное министерство. В самой «Фонтанке» пояснили, что, зная дату рождения военнослужащего и его личный номер, любой пользователь Интернета получает доступ к сведениям о его денежном довольствии, должностном положении, месте и характере службы. Там сообщили, что «протестировали» сервис, и выяснили, что летчики в Сирии получают меньше, чем рядовой боец частной военной компании.
комментарии(2)
0
Андрей 18:00 07.02.2018
Очень много и красиво мы все говорим после того как случилась беда. Анализируем, сопоставляем, ищем виноватых. Потом через какое-то время начинаем потихоньку забывать. А у меня вот только один вопрос остался к летчикам. Есть ли у ведомого инструкция на поведение в данной ситуации. И мог ли он что-то предпринять, чтобы помочь сбитому товарищу, или он просто улетел от греха подальше?
0
Андрей 19:20 08.02.2018
В связи с этим трагическим событием, как впрочем и другими такими событиями, хочется выразить пожелание конструкторам авиационной боевой техники. Учитывая ценность жизни военных пилотов, особенно пилотов высокого класса, не пора ли задуматься над такой конструкцией катапульты, которая позволяла бы не только отделяться от самолета, но и пролетать какое-нибудь расстояние. Чем больше тем лучше. Это позволило бы, вероятнее всего, сохранить жизни этих людей. Думаю, что за таким изобретением будущее.