Европа рассматривает возможность сразу создать истребитель 6-го поколения, минуя 5-е. Фото с сайта www.dvidshub.net
В конце минувшего года немецкие правительственные источники сообщили, что Германия и Франция готовы принять Испанию в качестве полноценного участника программы по разработке перспективного европейского истребителя, разработка которого идет в рамках программы New Generation Weapon System (NGWS; в переводе с английского – Система вооружения нового поколения). Подписание трехстороннего соглашения ожидается на авиасалоне в Ле Бурже в июне 2019 года. Министр обороны Испании Маргарита Роблес официально уведомила коллег из Франции и Германии – Флоранс Парли и Урсулу фон дер Ляйен – о намерении присоединиться к проекту по созданию истребителя XXI века. Испания также является участником действующей программы «Еврофайтер» по созданию истребителей четвертого поколения «Тайфун», который выпускается консорциумом Eurofighter GmbH совместно с Великобританией, Германией и Италией. Франция с участниками концерна не нашла общий язык и в результате этого появился британо-германо-итальяно-испанский «Тайфун», а Париж сосредоточился на «Рафале» компании Dassault.
Меморандум о взаимопонимании по вопросу осуществления Германией и Францией совместной программы разработки перспективного боевого самолета NGWS как части программы Future Combat Air System (FCAS; в переводе с английского – Авиационная боевая система будущего), которая является самой крупной и технологически сложной европейской оборонной программой, был подписан Урсулой фон дер Ляйен и Флоренс Парли 19 июня 2018 года. Авиастроительные компании Airbus и Dassault Aviation стали главными подрядчиками программы FCAS и, по сообщению агентства Reuters, в начале 2019 года ожидается подписание с ними соответствующих контрактов. Серийное производство начнется в начале 2040-х годов.
Новый самолет станет частью системы FCAS, которая будет объединять истребители, транспортные и разведывательные самолеты, беспилотники и спутники в единую сеть. Проектируемый самолет по маневренности, малозаметности и составу авионики будет близок к 6-му поколению. Облик будущего евроистребителя во многом совпадает с американской перспективной версией F/A-XX корпорации Boeing, одной из черт которой является схема «бесхвостка».
Двухместный экипаж самолета будет представлен собственно пилотом и оператором дрона (дронов). Разрабатывается концепция использования ударного комплекса в виде «роя», в состав которого войдут как пилотируемые машины, так и беспилотники, на которые должен приходиться основной удар средств ПВО противника, тогда как пилот и оператор будут наблюдать за боем из кабины истребителя на безопасном расстоянии. Предвидится способность действовать на высотах, недосягаемых для всех существующих истребителей в настоящее время. В тактико-технические требования к будущему франко-германскому боевому самолету будут включены возможности применения ядерного оружия и эксплуатации на авианосцах.
Истребитель нового поколения, который планируется поставить на вооружение ВВС европейских стран, можно рассматривать и как будущую альтернативу американским истребителям F-35 «Молния II». Сейчас ни одна из стран Европы не имеет собственных самолетов 5-го поколения, и они вынуждены закупать технику у американского производителя.
22 апреля 2018 года глава Airbus Defence and Space Дирк Хоке заявил, что «Европе нужно более четко обозначить свой суверенитет и заявить, что нам необходимо быть независимыми в оборонной и космической отраслях».
Проект создания нового европейского истребителя укладывается в тенденцию обретения Европой военной независимости. Даже Италия, которая является партнером корпорации Lockheed Martin, основного разработчика F-35, и на производственной площадке FACO в Камери уже запустила линию сборки сразу двух версий этих самолетов – F-35A и F-35B – для военно-морских сил Италии и Великобритании, а также для голландских ВВС, объявила о решении отказаться от дальнейшего приобретения самолетов F-35 в целях соблюдения национальных интересов после того, как на Анкару было оказано давление со стороны США и последовали угрозы об отмене поставок этих истребителей из-за подписания контракта с Москвой на поставку комплексов С-400 «Триумф».
Даже Британия, прежде возлагавшая все надежды на F-35 и терзаемая сложной процедурой выхода из Евросоюза, приняла решение реализовать свой собственный проект по созданию истребителя 6-го поколения и объявила программу разработки новейшего самолета, которому было присвоено имя «Темпест». По этому поводу начались переговоры со Швецией, которая в настоящее время выпускает истребитель 4-го поколения «Грипен».
Европейские эксперты предполагают, что британская и франко-германская программы по созданию истребителя 6-го поколения могут в перспективе объединиться, учитывая, что на их развитие потребуются огромные средства. А министр обороны Испании в этом просто убеждена. Что и понятно, поскольку перед ее ведомством стоит задача по замене в период до 2025 года 20 закупленных в США и развернутых на базе «Гандо» на Канарских островах истребителей F/A-18. К 2030 году должно быть заменено еще 65 самолетов.
В целом эксперты скептически относятся к амбициозным планам европейских производителей, считая, что европейский истребитель 6-го поколения вполне может побить американский рекорд по затратам на разработку и создание F-35. Невозможно также спрогнозировать, какой будет технологическая среда в 2040-х годах, сохранится ли боевая пилотируемая авиация в современном виде или же серьезный толчок получит беспилотная авиация. Конечно, указывают эксперты, идея сразу перейти к 6-му поколению, минуя 5-е, имеет право на существование, но ее нельзя назвать слишком хорошей. Впрочем, отмечается очевидная выгода для промышленности и то, что разработчикам этот проект потенциально может принести колоссальные доходы.
С политической же точки зрения стремление создать европейский истребитель 6-го поколения эксперты считают вполне логичным – в отношениях США и Евросоюза за последнее время наметилась явная тенденция к охлаждению.
комментарии(0)