Американский огневой монстр Mother Of All Bombs – «мать всех бомб». Фото с сайта www.af.mil
Возобновившееся противостояние великих держав, в которое теперь вовлечены не только Вашингтон и Москва, но еще и Пекин, по мнению экспертов, ведет к возрастанию угроз глобальной безопасности. В первую очередь это, конечно, касается ядерных вооружений, хотя в последнее время разные страны мира создают новейшие неядерные средства поражения, так называемые мегабомбы, которые фактически не подпадают ни под какие международные договоры по контролю за вооружениями, но способны оказать не менее негативное влияние на международную безопасность и в случае их применения влияют на окружающую среду больше, чем традиционное ядерное оружие.
Эра ядерного противостояния стран, обладающих огромными арсеналами атомных вооружений (так называемым оружием судного дня), в буквальном смысле поставила человечество на грань выживания. Сценарий ядерного апокалипсиса оказался настолько близок к воплощению в реальности, что специалисты «Бюллетеня ученых-атомщиков», основанного в 1945 году бывшими участниками Манхэттенского проекта, начиная с 1947 года запустили символические часы судного дня, часовая и минутная стрелки которых показывают, сколько минут осталось до полуночи, определяющей начало ядерной войны и возможного конца цивилизации.
За более чем 70 лет стрелки меняли свое положение 23 раза, а в 2018 году они достигли худшей отметки, как и в 1953-м, когда страх мирового сообщества перед холодной войной достиг наивысшего уровня. 2 минуты до полуночи показывали часы, и это означало, что существует высокий риск начала ядерного конфликта из-за растущих запасов самого страшного оружия и отсутствия переговоров о контроле над ядерным вооружением. В этом году стрелки часов судного дня были оставлены на прежней отметке, как серьезное предупреждение всему миру о возможности возникновения ядерной войны и с надеждой, что мировые лидеры будут стремиться к положительным изменениям и взаимным контактам.
Впрочем, пока предпосылок к этому не видно, зато в разных странах мира полным ходом реализуются масштабные программы, связанные с разработкой новейших вооружений, включая ядерное оружие, неядерные средства поражения огромной мощности и оружие на новых физических принципах. Способствует этому и разрушение той системы договоров и соглашений, которая обеспечивала международную безопасность в годы холодной войны.
С другой стороны, следует признать, что в условиях текущей обстановки, когда выросло и число великих держав, и число стран, обладающих собственными технологиями разработки и производства ракетных вооружений и различных видов оружия массового уничтожения, многие из этих документов, подписанные десятилетия назад, уже утратили актуальность. Но те страны, которые не охвачены действующими соглашениями, отнюдь не спешат добровольно присоединяться к ним.
В первую очередь речь здесь идет о Китае, о реальных размерах ракетно-ядерного арсенала которого мировое сообщество не имеет ни малейшего понятия (в отличие от тех же РФ и США, чьи арсеналы находятся на виду). Но Пекин в этом плане отнюдь не одинок. На сегодня нет действенного международного или хотя бы двустороннего контроля за программами создания ядерного оружия Великобритании, Израиля, Индии, КНДР, Пакистана и Франции. Вызывают опасения у экспертов также ракетная и ядерная программы Ирана. Причем ряд этих стран не просто не желают поставить свои ядерные арсеналы под контроль, хотя бы просто дав краткую официальную информацию о них и указав, сколько боезарядов развернуто (или же ни один из них не развернут), но даже отказываются подписывать основополагающий Договор о нераспространении ядерного оружия, фактически оставляя за собой право передать свои ядерные разработки какой-либо другой стране. И международное сообщество бессильно здесь что-либо сделать!
А тем временем военные эксперты в разных странах мира, вовлеченных в новый этап ядерного противостояния, предлагают не просто совершенствовать имеющиеся образцы оружия массового уничтожения, но и создавать новые, да еще и невиданной разрушительной силы. Так, отдельные российские эксперты предложили создать средство поражения с зарядом мощностью 100 Мт, а то и более. Видимо, эти эксперты вспомнили о самой смертоносной в истории советской термоядерной бомбе АН602 мощностью 58,6 Мт, испытанной на новоземельском полигоне 30 октября 1961 года и получившей неофициальное название «Царь-бомба» из-за невиданной мощи, которой она обладала по сравнению с остальными реально испытанными ядерными зарядами.
После испытания этого мегаразрушительного боеприпаса военно-политическое руководство ведущих стран мира пришло к выводу о необходимости снижения накала ядерной гонки вооружений, что дало новый толчок проведению переговоров о запрете испытаний оружия массового поражения в трех средах – атмосфере, космическом пространстве и под водой. И все же ядерное противостояние великих держав на этом не закончилось. Последовали рецидивы, «лечить» которые пришлось подписанием новых договоров и соглашений, благодаря которым человечество все же встретило новое тысячелетие в условиях обычной, а не ядерной зимы.
По мнению специалистов, создание 100-мегатонного оружия снизит вероятность возникновения ядерного конфликта, но гарантировать это не может никто. Вполне возможно, что новая «Царь-бомба» лишь ускорит ход часов судного дня.
комментарии(1)
0
Боб 18:59 25.03.2019
Но ведь сдерживания давно нет, идёт подготовка к неизбежной войне. В ней злые бесхвостые обезьяны уничтожат друг друга. Опять из племени в 30 особей будем вырастать до цивилизации. Интересно, сколько раз тупое человечество проделывало этот путь? Дебилы с физико-математическими способностями. А ученых, как Джордано Бруно, неплохо было бы отправить на костёр.