Торжественный спуск на воду китайского нового ледокола «Снежный дракон – 2». Фото Reuters
В начале этого месяца на сайте МО США был размещен ежегодный доклад Пентагона Конгрессу «Военная мощь Китая» (Military and Security Developments Involving the People’s Republic of Сhina), в котором дан обзор состояния ВС КНР в 2019 году и направлений их развития в ближайшей перспективе. В документе, подготовленном аналитиками военного ведомства США в соответствии с действующим федеральным законодательством, оцениваются возможные угрозы для национальной безопасности Америки, исходящие из Поднебесной. На базе представленных данных парламентарии будут принимать решения о выделении ассигнований Министерству обороны.
В докладе Пентагона указывается, что Пекин продолжает наращивать свой ядерный потенциал, а также проводит мероприятия по дальнейшему развитию сухопутных войск, авиации, флота и противоракетной обороны, а также расширяет свои боевые возможности в кибернетическом и космическом пространствах. Военные эксперты США предупреждают, что на фоне возрастающего влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе КНР стремится к расширению географии своей военной активности и в других районах планеты, намереваясь увеличить число военных баз за рубежом. Американские аналитики считают, что Китай, хотя и выступает за мирное объединение с Тайванем, проводит военные реформы и повышает боеспособность национальных ВС до необходимого для потенциальной военной кампании уровня и возможного вторжения на остров Тайвань. КНР предпринимает попытки по усилению своего присутствия в Арктической зоне.
Тема «Китай в Арктике» выделена в качестве специального раздела (SPECIAL TOPIC: CHINA IN THE ARCTIC) в заключительной части 136-страничного доклада МО. В нем указывается, что Китай стремится обрести статус «почти арктического государства» и может использовать Северный морской путь (СМП) в военных целях.
Вашингтон выражает озабоченность по поводу заинтересованности Китая северными широтами и возникновением в связи с этим возможных угроз для Америки и ее союзников. Так, Дания, по утверждениям авторов доклада, опасается интереса Китая к ее автономной территории – Гренландии, где Пекин предлагал создать научно-исследовательскую и спутниковую наземную станции.
По мнению специалистов Пентагона, рост активности КНР в Арктике начался, когда Пекин получил статус наблюдателя на Арктическом совете в 2013 году, членами которого почти четверть века являются Россия, США, Канада, Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия и Швеция. А в январе 2018 года Информационным бюро Государственного совета КНР была опубликована Белая книга «Политика Китая в Арктике», в которой впервые сформулирована китайская стратегия, отражающая заинтересованность в этом регионе и провозглашающая принадлежность Поднебесной к государствам приарктической зоны. По своему географическому положению Китай является одним из континентальных государств, ближайших к Северному полярному кругу, но не имеющих границ с Арктикой, кратчайшее расстояние до них 900 морских миль. Интерес к этой части земного шара вполне объясним. Он определяется национальными интересами и получением возможного доступа к природным богатствам Арктики, что продиктовано определенным дефицитом сырья и других ресурсов, необходимых для развития китайской экономики. Кроме того, прогнозируемое глобальное потепление в перспективе предполагает выгоду от использования как Северо-Западного прохода от берегов Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг, так и СМП, проходящего вдоль береговой линии России. Планы России соединить СМП с китайским морским маршрутом в рамках международной инициативы КНР «Один пояс – один путь», анонсированные в апреле этого года на V Международном арктическом форуме в Санкт-Петербурге и заявленные президентом России Владимиром Путиным на первом заседании круглого стола форума «Один пояс – один путь» в Пекине, вызывают особенную обеспокоенность США.
Китай на научные исследования в Арктике тратит ежегодно 60 млн долл. В Шанхае открыты: Полярный научно-исследовательский институт Китая и Китайско-Североарктический исследовательский центр, поддерживаются научно-исследовательские станции в исландском Кархолле и на норвежском архипелаге Шпицберген. Власти Китая подписали официальный договор с Финляндией о создании научно-исследовательского центра при Арктической космической обсерватории в провинции Лапландия. На севере Швеции в Кируне в 2016 году была построена китайская Северная полярная наземная станция для управления спутниками дистанционного зондирования, которая улучшает эффективность передачи данных со спутников и которую шведское Министерство обороны заподозрило в глобальных возможностях для наблюдения со стороны китайских военных структур. Китай провел девять арктических экспедиций, летом 2017 года ледокол Xuelong – «Снежный дракон», приобретенный в 90-х годах прошлого века на Украине как грузовое судно и силами китайских специалистов переоборудованный в исследовательский корабль, совершил поход к Северному полюсу и за 83 дня прошел почти 36 тыс. км. В сентябре 2018 года завершилась 69-дневная экспедиция, во время которой китайские ученые провели проверку 88 морских и 10 ледовых станций, запустили первую группу беспилотных средств наблюдения, включая автономную ледовую станцию и подводный планер, опробовали лазерный радар. Второй ледокол собственной постройки Xuelong 2 – «Снежный дракон – 2» был спущен на воду в 2018 году и окончательно войдет в строй в 2019 году, он способен проходить через лед толщиной 1,5 м и двигаться при этом со скоростью 2–3 узла, максимальная скорость движения составляет 16,8 узла.
комментарии(0)