Совещание СНБО на котором кроме прочих вопросов рассматривается военный бюджет. Фото с сайта www.rnbo.gov.ua
Украинские предприятия оборонно-промышленного комплекса по закону, принятому уходящей Верховной радой, должны перейти на стандарты НАТО в 2022 году. Похоже, о сути этого перехода досконально мало кто знает и в правящих кругах Незалежной. Представители украинской оборонной промышленности пока рассуждают о несовершенстве ныне действующего в стране законодательства и ценообразования в области производства вооружений и военной техники (ВВТ).
По политическим мотивам и ради принятия стандартов НАТО Украина еще в 2015 году окончательно в одностороннем порядке разорвала договор о военно-техническом сотрудничестве с Россией. Ожидалось, что это даст толчок к развитию ОПК Незалежной, но в результате к настоящему времени наблюдается только упадок в этом секторе. Производители вооружений все чаще говорят о проблемах законодательного и экономического характера, сложившихся в стране, стараясь мягко обходить тему о переходе к натовским стандартам.
В первую очередь речь идет именно о стандартизации в области разработок и производства ВВТ. В Незалежной действуют как старые советские ГОСТы, так и вновь принимаемые государственные (национальные) стандарты Украины (ДСТУ) и их вариации, согласованные с натовскими правилами Standard agreement (STANAG). Но основная масса организационно-технической, конструкторской и технологической документации представлена по-прежнему в ГОСТах. Более чем за 25 лет независимости в ДСТУ принято около 100 стандартов, а для нормальной работы ОПК необходимо пересмотреть более тысячи. Если Рада не примет новых законов в данном направлении, то к 2022 году будут отменены старые положения «Системы разработки и постановки продукции на производства», «Комплексной системы общих технических требований», «Единой системы конструкторской документации» и «Единой системы контроля качества», а отраслевые стандарты уже отменены. Еще в 2017 предприятия концерна «Укроборонпром» взялись за выявление, какие же из 300 стандартов STANAG, касающихся производства ВВТ, стоит принять к руководству украинскому ОПК. Таким образом появилось 40 ДСТУ, которые опубликованы на английском языке и не имеют украинского перевода. Но эту работу, по мнению украинских специалистов, нет смысла продолжать, пока не будет создана национальная система оценки продукции по соответствию стандартам НАТО. Необходимы также структуры для осуществления сертификации и испытаний ВВТ на соответствие техническим условиям, принятым в альянсе.
На самом деле все вышеперечисленные изменения вряд ли помогут украинским военно-промышленным предприятиям прорваться на европейский рынок вооружений. Следуя этим курсом, они скорее потеряют не только оставшихся немногочисленных покупателей Индокитае, Азии и Африке, но и внутреннего потребителя в лице ВСУ и других силовых государственных организаций. Производителям вооружений на Западе конкурент в виде украинских оборонных предприятий уж точно не нужен. А снабжение военного ведомства и других силовиков Незалежной сулит неплохую прибыль.
Представители частного сектора украинского ОПК указывают также на неприемлемость для бизнеса существующих правил ценообразования при выполнении государственного оборонного заказа. Минобороны Украины (МОУ) ввело норму прибыли 1% на работы по модернизации, переоснащению и ремонту ВВТ и 20% на собственную продукцию предприятий. Возьмем танкостроение. Харьковский завод (и его КБ) так и не смог наладить массовое производство украинского танка, хотя приступил к работам практически сразу после развала СССР. Изначальный проект Т-84 был просто заброшен, производство танка «Оплот» также захлебнулось. Ни шатко ни валко шли работы, связанные с доведением советских образцов Т-64БВ до уровня «Булата». Смешно звучит, но начиная с 2009 года этих «Булатов» произведено лишь около сотни. На том же предприятии не справились с производством реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Верба» (аналог БМ-21 «Град»).
Анонсированная бывшим украинским секретарем Совбеза разработка перспективных ракет «Сапсан» и «Гром», которой занималось КБ «Южное», забуксовала, и сейчас о ней ничего не слышно. КБ «Луч» не справилось с проектом «Нептун» (ПКР Х-35), другой ее проект «Ольха» (РСЗО) продвигается с большим скрипом и никак не может завершиться. На фоне разорения оборонных предприятий, созданных еще в советский период, смехотворно выглядит переориентация заводов «Маяк» (ранее выпускал магнитофоны) и «Рубин» (в прошлом производил телевизоры) на военную продукцию. Первый отличился созданием самовзрывающихся 120-мм минометов «Молот» (переделка из советского миномета «Сани») и саморазваливающихся пулеметов КМ-7,62 (в оригинале – ПК). Второй взялся за переделку советского гранатомета СПГ-9 «Копье» в украинский «Ланцея» (то же «копье», но уже на латыни). Оба завода принадлежат Сергею Пашинскому, курировавшему в Раде прошлого созыва оборонные вопросы. Переделка старого советского оружия в «новую» некондицию оказалась прибыльным бизнесом. Экс-президент Украины Петр Порошенко также приложил руку к Военпрому, купив завод «Кузня на Рыбальском», в советское время производивший малые гражданские суда. В нынешнем своем виде, при новом владельце, это предприятие попробовало производить десантно-штурмовые катера «Кентавр» проекта 58503 – но тщетно. Это же предприятие отметилось производством катеров «Гюрза»,очень невысокого качества. Украинский ОПК особо оскандалился созданием новейшей снайперской винтовки ВМ2 МП-УОС, на поверку оказавшейся трехлинейкой Мосина. Но по заявлениям украинских оружейников, за последнее время им удалось создать около 400 образцов нового и перспективного оружия.
Представители украинского ОПК сетуют на системные законодательные и экономические проблемы, мешающие их развитию. Да, это все так, но список проблем в реальности выглядит несколько длиннее, и самой большой из них является неодолимая коррупция, безраздельно властвующая в госструктурах Украины, и стремление дельцов от производства вооружения получить максимальную и быструю прибыль, имитируя создание новых образцов.
комментарии(0)