Священники Антоний Пельвецкий, Георгий Костельник и Михаил Мельник на Львовском соборе 1946 года, ликвидировавшем унию. Фото 1946 года
Начало весны и Великого поста для Католической церкви не раз становилось временем глубоких и важных перемен на рубеже эпох, в которые она входила вместе с народами и государствами.
Государственный католицизм Речи Посполитой, унаследовавшей его от польской короны вместе с религиозной пестротой Великого княжества Литовского, не мог не беспокоить ее восточного соседа – Россию. К религиозным диссидентам – «несогласным», не имевшим права открывать новые храмы, избираться в Сейм и занимать государственные должности гражданам – в ее границах принадлежали протестанты разных направлений и православные христиане. Особенно тяжелым положение православных подданных стало после подписания Брестской унии в 1596 году: из диссидентов они превратились в дизунитов – «отвергнувших унию» и оказавшихся таким образом вне закона.
Результатом этой несправедливости стали бунты в Могилеве в 1617-м и в Витебске в 1623 году (в ходе последнего был убит униатский епископ Иосафат Кунцевич) и восстание Богдана Хмельницкого в 1648 году, закончившееся
Политика Речи Посполитой превратила диссидентов в бунтовщиков. Йозеф Зимлер. Мученическая смерть Иосафата Кунцевича. 1861. Национальный музей в Варшаве |
переходом запорожцев в подданство московского царя и новой российско-польской войной. Одним из пунктов заключенного по ее итогам «Вечного мира» было обязательство Речи Посполитой предоставить своим православным подданным свободу вероисповедания. Но окончательно диссиденты сравнялись в правах с католиками только в XVIII веке, когда при поддержке Екатерины II 6 марта 1768 года Сейм утвердил установивший это договор. Усиление влияния православной России внутри Польши привело к формированию по призыву епископа Каетана Солтыка «Барской конфедерации», выступившей против договора, и гражданской войне, закончившейся разделом Польши.
Впоследствии на землях разделенной Речи Посполитой жертвой несправедливой политики стали и сами католики. После того как в 1945 году закончилась Вторая мировая война, холодное противостояние между бывшими союзниками развернулось на всех фронтах – в том числе и на религиозном. Антикоммунистические выступления папы Римского Пия XII сделали Ватикан участником идеологической войны. На новой религиозной карте Советского Союза для 4 млн грекокатоликов Западной Украины, ставших после войны гражданами СССР, места не оказалось.
В марте 1945 года председатель Совета по делам РПЦ Георгий Карпов писал Сталину о своих планах использовать Церковь в борьбе против римско-католического влияния, и вождь народов благосклонно отнесся к этой идее. Сторонник воссоединения с православием, униатский критик папства Георгий Костельник, еще до войны писавший, что «Римская церковь… не та, какой была в первом тысячелетии», стал лицом советской кампании против римского влияния. «Нами 30.5.45 г. была создана «Центральная Инициативная группа по воссоединению Греко-католической церкви с Русской православной церковью», в которую вошли авторитетные священники», – докладывал заместитель наркома – министра государственной безопасности Украинской ССР Павел Дроздецкий начальству в феврале 1946 года.
Прошедший во львовском храме святого Юра с 8 по 10 марта 1946 года под председательством Котельника собор клириков и мирян Греко-католической церкви постановил воссоединиться с Русской православной церковью. 273 из 1270 священников этого решения не поддержали, после чего сами стали «диссидентами», а Украинская греко-католическая церковь в СССР была ликвидирована. Запрет на создание греко-католических общин был снят только в 1990 году, после встречи Михаила Горбачева и папы Иоанна Павла II.
Наконец, одно из самых значительных изменений в жизни Римской церкви произошло значительно позже того, как папы утратили светскую власть. Трехлетний Второй Ватиканский собор, созванный папой Иоанном ХХIII, завершился в 1965 году фундаментальной реформой богослужения. Конституция Sacrosanctum Concilium признала допустимым использование в мессе национальных языков. В первое воскресенье поста, 7 марта 1965 года, папа Джованни Монтини впервые совершил мессу на своем родном итальянском языке.
комментарии(0)