Сосуществование учеников как сосуществование народов... Кадр из фильма
На Минском фестивале удалось увидеть фильм Сергея Лозницы о путче 1991 года, немецкую картину о последовательном уничтожении московского Музея кино, «Страну ОЗ» Василия Сигарева с незапиканным матом. Словом, удалось увидеть то, чего в Москве не увидишь. И стало ясно, что в Беларуси дышится свободнее. Хоть открытие 22-го «Листопада» и совпало с началом пятого президентского срока Александра Лукашенко.
«Листопад» старается свести в своих программах кино постсоветского пространства с фильмами из других частей света. Потому в международных конкурсах (их тут несколько) возникают примеры неожиданного соседства. Так, в конкурсе «Молодость на марше» в этот раз соревновались начинающие режиссеры из Литвы, Казахстана, Исландии и Франции – Фанни Ардан лично представила в Минске фильм «Навязчивые ритмы», который сделала как режиссер. Второй раз гостем фестиваля стал любимец крупнейших мировых фестивалей, филиппинский режиссер Брийянте Мендоса. Жюри основного конкурса возглавил Вадим Абдрашитов, приезжали из Москвы Александр Миндадзе с фильмом «Милый Ханс, дорогой Петр», Наум Клейман в качестве героя документальной картины Татьяны Брандруп «Кино: общественное дело», Василий Сигарев и Яна Троянова с комедией «Страна ОЗ». Минские киноманы ценят «Листопад», заполняют залы до отказа и выступают после показов с трогательными комментариями – что, в свою очередь, ценят представители съемочных групп.
В главном конкурсе «Листопада» традиционно подбирается внушительный набор картин из европейских стран, когда-то входивших в «социалистический блок». Болгарский «Урок» Кристины Грозевой и Петера Вылчанова (он получил Гран-при фестиваля) снят в эстетике «новой румынской волны» – строго, бесстрастно, но в итоге эта история загнанной в угол провинциальной учительницы переворачивает душу. Маленький человек в жерновах кредитной машины – такая тема близка каждому второму в зале (где бы этот зал ни находился). Хорватско-сербский «Зенит» Далибора Матанича (призы за лучшую режиссерскую и операторскую работы) посвящен больному вопросу сосуществования народов на территории бывшей Югославии. Это три новеллы, три истории любви между людьми разных национальностей, и каждый раз в ролях влюбленных одни и те же актеры. Интересный прием. Люди не выучивают уроков войны, и драма повторяется бесконечно. Незадолго до фестиваля покончил с собой молодой польский режиссер Марцин Врона, и его завораживающий триллер «Демон» отправился в Минск без него… Это фантастическая история в абсолютно реалистических «декорациях», за которой мерещится надрывное избывание польской вины перед евреями. Дух обиженной еврейской красавицы вселяется в поляка Петра, жениха на шумной сельской свадьбе. В современные события неумолимо вторгается темное прошлое, за преступления дедов вынуждены расплачиваться внуки. «Демон» невероятно красиво снят оператором Павлом Флисом, за развитием зловещего сюжета следишь неотрывно. Польский мистицизм, трагический романтизм ярко и жутко сверкнули в фильме Вроны.
Отличные китайские фильмы были представлены в основном конкурсе и в конкурсе документальных фильмов 22-го «Листопада». После показа документальной картины Чжоу Хао «Китайский мэр» кто-то из российских коллег вздохнул: «Даже в Китае есть свобода слова. А у нас?..» В фильме предпринята попытка проанализировать, чего больше – вреда или пользы – принес городу Датун период правления мэра Гэна Яньбо, члена Коммунистической партии Китая. С одной стороны, мэр стремится оживить захолустье, построить объекты, куда поедут туристы. С другой – рушит тысячи старых домов, заставляет людей переселяться в типовые квартиры в стандартных многоэтажках. Автор картины передал всю неоднозначность фигуры Гэна Яньбо. Фильм знаменитого Цзя Чжанкэ «И горы сдвигаются» украсил и без того сильный основной конкурс Минского фестиваля. Весной в Канне он остался без наград. Хочется верить, что картина доберется до российского проката, потому что это удивительное творение, мудрость которого способны оценить даже «неподготовленные» зрители. Любимая актриса мастера Чжао Тао «прожила» на экране со своей героиней много лет, с юности до зрелости. Причем 2014 годом датированы в фильме события прошлого, а последний эпизод истории разворачивается в 2025-м. Но это не научная фантастика, а интересный опыт анализа времени, поколения тех, кому в 1999-м было 18 лет.
Белорусских фильмов в основном конкурсе Минского фестиваля нет. На студии «Беларусьфильм» сейчас практически нет производства – во-первых, потому что там идет масштабная реконструкция (построен новый, большой съемочный павильон, цеха переезжают в современные помещения), во-вторых, потому что в России финансовый кризис и в течение лета ни один российский сериал не снимался на «Беларусьфильме», отчего минская студия понесла большие убытки. В-третьих, конечно, так и не случается прорыва, нет ярких идей и дерзких режиссеров. Пока в Минске только смотрят интересное кино, но не снимают.
Минск–Москва