Вариации на темы «Броненосца Потемкина». Фото со страницы Госфильмофонда РФ в «ВКонтакте»
В кинозал, в гостиницу, в столовую гости нынешнего фестиваля входили под пристальным взглядом Ленина. Владимир Ильич щурился с плакатов и обложек каталогов – кадр из фильма Юлия Карасика «Шестое июля» был выбран изобразительным камертоном не случайно. «100 лет революции» – так называлась центральная программа XXI смотра архивного кино.
Помимо фильма Карасика, где вождя революции сыграл Юрий Каюров, показали в Белых Столбах картину Ильи Ольшвангера «На одной планете», в которой образ Ленина воплотил Иннокентий Смоктуновский. Такую роль актеру доверили после его работы в козинцевском «Гамлете» и после Ленинской премии. Еще на стадии проб находились те, кто отказывал Смоктуновскому в умении сыграть «волевого героя». Ленин у актера получился ищущим, думающим гуманистом – такая интерпретация образа в 1966-м году была новой, а «отсвет образа принца Датского» (так выразился киновед Евгений Марголит) придавал Ленину Смоктуновского сенсационно трагический окрас.
Но отнюдь не только Великую Октябрьскую революцию предложили вспомнить авторы программы. Обратились и к Великой Французской, и к Мексиканской. По остроумному замечанию худрука фестиваля, киноведа Петра Багрова, «вообще-то для архивного дела нет ничего пагубнее революций: обязательно что-нибудь выбросят, спишут, смоют или просто потеряют». В нынешнем Госфильмофонде такое невозможно, тут, наоборот, вся деятельность направлена на то, чтобы найти, опознать, реставрировать, сохранить. Две традиционные программы фестиваля так и называются: «Архивные находки» и «Реставрация». Каждый год тут случаются киноведческие сенсации: выплывают утерянные фрагменты или находятся дубли – смотришь их и понимаешь, что многое могло бы пойти по другому пути…
Но в этом году ярче других оказались программы «Игровики снимают документ» и «Студенческие работы». С чего начинали классики, как иногда «изменяли» они игровому кино с документалистикой – вот где нас ждут неожиданные впечатления. Например, в этот раз извлекли на свет неигровой фильм «Судьба моя – КамАЗ», который сделал в 1974 году Александр Аскольдов. После «Комиссара» ему не то что снимать не давали, его из партии исключили, и опальный режиссер нанялся плотником-бетонщиком на строительство Камского автомобильного завода в Набережных Челнах. Там кто-то из новых товарищей Аскольдова прослышал про экзотическую профессию сослуживца, слух дошел до партийного руководства стройки и всей Татарии, и случилось Аскольдову опять делать кино – на сей раз откровенно заказное, описывающее стройку века. Представляя фильм в Белых Столбах, 84-летний режиссер смущался, напоминал о драматических обстоятельствах, в которые тогда попал.
Вообще при встрече с собственным далеким прошлым (такие часто случаются в Белых Столбах) многие кинематографисты испытывают смущение. Учебные и дипломные фильмы во все времена неидеальны, за редким счастливым исключением. Одним из самых удачных, многообещающих дебютов оттепельного кино можно считать дипломную короткометражку режиссера Юлия Файта по сценарию Геннадия Шпаликова «Трамвай в другие города». «Странно опять отдуваться за фильм, который снял более полувека назад…», – сказал Файт, выйдя к микрофону. Однако отдуваться не пришлось: прелестную историю о мальчишках, сбежавших из дома, принимали в Белых Столбах с большим энтузиазмом. Творчество Файта оказалось широко представлено в программах нынешнего фестиваля. Например, в блоке «Реставрация» показали его фильм 1966 года «Мальчик и девочка», где одновременно с «Асей Клячиной» Андрея Кончаловского нашла развитие сложная тема матери-одиночки. Картина была снята по повести Веры Пановой и отчаянно спорила с назидательной интонацией первоисточника. Актерский дуэт в ней составили Наталья Богунова и Николай Бурляев. Последний кадр фильма, элегический портрет спящих влюбленных, в момент сдачи картины председатель Госкино потребовал вырезать, что режиссер и сделал прямо на месте. Слава богу, вырезанный кусок пленки Файт сунул в карман: теперь госфильмофондовцы вернули его, и фильм выглядит так, как его смонтировал автор.
Четыре года назад ушел из жизни Владимир Дмитриев – знаменитый киновед, руководитель научной части Госфильмофонда и первый худрук фестиваля «Белые Столбы». На его место был назначен совсем молодой ученый Петр Багров, и сейчас уже точно можно сказать, что руководство ГФФ сделало исключительно счастливый ход. При Багрове каталог фестиваля преобразился и может считаться уникальным киноведческим изданием. Немаловажно и умение общаться с залом, соблюдать пропорции серьезной научной информации и ироничных комментариев к этой информации – именно так и получается у Багрова подавать фильмы искушенной аудитории специфического фестиваля.