Российские миротворцы покидают Западную Грузию.
Фото Reuters
Подписание договоров о дружбе и сотрудничестве РФ с Абхазией и Южной Осетией, которое должно было состояться в конце прошлой недели, отложено на несколько дней. Вероятно, оно состоится после возвращения в Москву Сергея Лаврова, в воскресенье отправившегося в Абхазию и Южную Осетию для решения вопроса об открытии там российских посольств. Тем временем обстановка вокруг этих республик вновь накаляется: глава МВД Грузии Вано Мерабишвили намерен перебросить к границам республик спецназ. В условиях, когда российские войска покидают зоны безопасности, это может привести к непредсказуемым последствиям.
Как сообщили «НГ» источники в руководстве Южной Осетии и Абхазии, причиной отсрочки подписания договоров стало то, что президент РФ их пока не завизировал. В то же время официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко сообщил, что документы в целом готовы к подписанию на высшем уровне и сейчас идет работа над отдельными формулировками. «Это сугубо техническая работа», – уточнил Нестеренко. По информации «НГ», подписание состоится в ближайшие дни.
Вероятно, к этому времени в Москву вернется министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, который сейчас в Абхазии обсуждает возможности и сроки открытия российского посольства. После Абхазии Лавров с этой же целью посетит Южную Осетию. По мнению главы МИД РФ, в Абхазии открыть посольство будет легче, чем в Южной Осетии: видимо, потому, что в Цхинвале все подходящие для этой цели здания разрушены.
А руководство Грузии демонстрирует, что оно не смирилось со сложившейся ситуацией. «Для МВД эта война пока не закончена», – заявил в Тбилиси глава МВД Грузии Вано Мерабишвили, который считается одним из наиболее близких президенту Саакашвили людей. Министр сообщил, что принято решение о замене грузинских полицейских на постах у границ Абхазии и Южной Осетии спецназом МВД Грузии. Мерабишвили отметил, что спецподразделения «вернутся на свои изначальные позиции».
Это вызвано, по его словам, недавними убийствами грузинских полицейских вблизи границы. В субботу в селе Ганмухури Зугдидского района был ранен грузинский полицейский. По пути в Зугдидскую больницу он скончался. Тбилиси обвиняет в этом абхазскую милицию. А три дня назад полицейский был убит в Каралети.
В интервью «НГ» представитель президента Абхазии в Гальском районе Руслан Кишмария категорически опроверг причастность абхазской стороны к смерти полицейского: «Если полицейский был действительно убит, то это просто внутренние грузинские разборки, – сказал он. – Поблизости от этого полицейского поста нет наших постов. С нашей территории мы убить этого полицейского не могли – слишком далеко. Грузинская сторона не имеет права перебрасывать спецназ к нашим границам. Если они это сделают, то только с целью вновь спровоцировать конфликт. Если рядом с Абхазией появится спецназ, там обязательно опять начнутся перестрелки, боестолкновения. Это и есть их главная цель: дестабилизация ситуации. Августовские события именно так и начинались».
Между тем Россия выполняет взятые на себя обязательства по выводу войск из западных районов Грузии, с позиций по линии Поти–Сенаки. Напомним, что в соответствии с договоренностями Медведева–Саркози полный вывод этих войск должен быть завершен до 15 сентября. Однако уже 13 сентября МИД РФ заявил, что вывод российских миротворцев с линии Поти–Сенаки завершился на два дня раньше срока. Это подтверждают и в Тбилиси. Миротворческие подразделения отводят в места дислокации, которые они занимали до начала боевых действий. Полный вывод российских войск из приграничных с Абхазией и Южной Осетии районов Грузии должен быть завершен к 1 октября 2008 года, при условии, что там будут размещены не менее 200 наблюдателей ЕС. Возвращение грузинских вооруженных сил в места постоянной дислокации должно быть завершено также до 1 октября 2008 года.
Остается понять, как вписывается в эту схему переброска к границам Абхазии и Южной Осетии грузинских спецподразделений.
«Если речь идет только о линии Поти–Сенаки, то грузинский спецназ там может находиться, эта территория не входит в зону безопасности, – пояснил «НГ» заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров. – Но введение спецназа в приграничные районы совершенно неприемлемо, это означает, что Грузия не собирается соблюдать положения соглашения Медведева–Саркози. Тбилиси просто ждет благоприятного момента, грузины восстановят армию и опять нанесут удар по нам. Это еще раз доказывает, что Москва приняла неправильное решение – нельзя выводить российские войска из зоны безопасности. Потому что нет сомнений в том, что наблюдатели ЕС спокойно пропустят грузинский спецназ. Что будет потом, хорошо известно: грузинская сторона начнет свои провокации, обстрелы, теракты на территории республик. И мы уже ничего не сможем сделать. Потому что ЕС нас сразу обвинит в нарушении режима перемирия. Мы знаем хорошо, как это делается. Поэтому пусть МИД не вводит нас в заблуждение, что ЕС дал какие-то гарантии – знаем мы эти гарантии».
«Сейчас ситуация в Абхазии и Южной Осетии трансформируется из плоскости политического урегулирования с опорой на миротворцев в плоскость вооруженного противостояния, – пояснил «НГ» президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. – В этих республиках будут размещены российские военные контингенты. Вооруженные провокации, диверсии будут продолжаться, пока Грузия не смирится с потерей Абхазии и Южной Осетии. Но уже военной агрессии типа августовской быть не может. Потому что Россия будет гарантировать военную безопасность двух республик на основе подписанных соглашений».