0
5438
Газета СНГ Интернет-версия

14.05.2014 00:01:00

Тирания меньшинства

Николай Миронов

Об авторе: Николай Михайлович Миронов – генеральный директор Института приоритетных региональных проектов.

Тэги: украина, украинский кризис, конституция, политика


украина, украинский кризис, конституция, политика Фото Reuters

Украинская конституционная система, как и в целом украинская государственность, находится в острой фазе внутреннего распада. Государственное устройство Украины, и ранее несовершенное, разрушается на глазах при молчаливом согласии западных держав, столь любящих пропагандировать принципы конституционализма и правового государства.

Принцип «революционной целесообразности» был поставлен во главу угла новой киевской властью. В этом ключе стоит оценивать и присвоение Верховной Радой чрезвычайных конституционных полномочий, и объявление ею в обход процедур, прописанных в Основном законе, импичмента Виктору Януковичу (оставим сейчас в стороне его личные качества), и формирование – опять же в нарушение конституционного порядка – правительства «на майдане». В короткий срок было фактически ликвидировано разделение властей. Власть сосредоточилась в руках узкой группы лиц, захвативших силовой ресурс и государственную казну, присвоивших себе право представлять страну за рубежом, определять цену ее национальных богатств и торговать суверенными правами ее народа.

Конституционный процесс, свойственный правовому государству, в Украине был прерван. Конституционное соглашение между ветвями власти и сторонами политического конфликта сорвано. Началось стихийное «правотворчество» самопровозглашенных органов власти. Государственная власть потеряла представительный характер, так как утратила связь с целым рядом регионов и стала очевидно выражать интересы одних территорий и социальных групп в ущерб другим. Это нашло подтверждение и в решениях относительно русского языка, и в кадровых переменах в губернаторском корпусе и центральных исполнительных органах. В том же русле и силовые операции против «сепаратистов» (без попыток услышать оппонентов и наладить полноценный диалог), а также насилие, применяющееся к кандидатам на выборах президента, и передача силового ресурса радикальным группировкам.

Принцип «революционной целесообразности», которого придерживается киевская власть, исторически не нов, он применялся во время многих известных революций (французской, русской) и даже был теоретически обоснован пролетарскими юристами. Но в отличие от этих исторических событий, когда основой целесообразности становилась так или иначе суверенная воля народа, меняющего свое конституционное устройство, украинский политический кризис куда больше походит на олигархический переворот, осуществляемый в интересах узкого меньшинства, присвоившего себе суверенные права нации.

Единственным в принципе легитимным органом власти в Украине до недавнего времени оставался парламент – Верховная Рада, избранная всенародным путем. Однако и Рада не удержалась в конституционных рамках, следствием чего стала стремительная деградация парламентаризма, превращение демократического, представительного института в инструмент тирании меньшинства. Внутри Рады практически прекратился диалог различных политических сил (который составляет сам смысл парламентского механизма), радикализировались фракции, связанные с киевским режимом. Возник дисбаланс представительства интересов регионов.

Особенно ярким проявлением кризиса украинского парламента стало закрытое (!) заседание Рады после одесской трагедии. При этом из зала за несовпадающую с большинством позицию были удалены депутаты-коммунисты. Вслед за ними ушли и представители Партии регионов. Это событие напомнило знаменитую «прайдову чистку» английского парламента в 1648 году, после которой то, что от него осталось (названное не случайно «охвостьем парламента») проголосовало за изменение государственного устройства, суд над королем и установление олигархической «республики», быстро выродившейся в диктатуру.

Тираническая и олигархическая природа киевского режима, его очевидная зависимость от западных стран, ставка на одни регионы и социальные группы в ущерб другим привели к обострению внутренних противоречий – исторически пребывающих в Украине в тлеющем состоянии. То, что Киев называет «сепаратизмом», было ответом на социально-политическую и конституционную катастрофу в стране, нарушившую все балансы сил – между регионами, языковыми, этническими группами и т.д. Результаты референдумов на юго-востоке говорят сами за себя: значительная часть территории Украины проголосовала за самоопределение и де-факто – за отказ в легитимности киевскому режиму.

В этом же русле следует рассматривать предложенную Киевом в конце апреля конституционную реформу. Уже по самому порядку своего принятия она выглядит откровенно антидемократической: согласно требованию правительства, проект Конституции должен быть принят в первом чтении Радой до выборов президента 25 мая, при этом вносится он в Раду 15 мая. Зачем нужна такая спешка и почему не было всенародного обсуждения Основного закона (хотя бы в режиме круглых столов – на западе и на востоке страны, не говоря уже о возможности референдума)? И как принимать Конституцию в условиях, когда разорваны связи с обширными территориями страны, принявшими акты о самоопределении, и на них проводятся карательные операции?

Ответ на эти вопросы дает содержание предлагаемой реформы. Она, очевидно, преследует политическую цель – заменить федерализацию (невыгодную лично киевским руководителям и силам, которые их поддерживают) усиленной централизацией страны под властью установившейся олигархии.

Формально новое политическое устройство определено как децентрализация. Она предполагает ликвидацию областных и районных государственных администраций с передачей их полномочий «вниз» исполнительным комитетам, сформированным соответствующими местными советами. Однако параллельно с муниципалитетами на местах создаются префектуры – органы центральной власти, уполномоченные контролировать органы местного самоуправления и в случае необходимости налагать вето на принимаемые ими решения.

Политический смысл такой «децентрализации» очевиден – это слом нелояльных Киеву региональных политических институтов и создание новых, подконтрольных диктатуре государственной машины. После чего, вероятнее всего, последует обратная реформа с возвратом к областному принципу управления – но уже с новыми лицами в руководстве регионов. То, что реформа носит характер маневра, сомнений нет: вряд ли новая «муниципальная» система окажется управляемой и эффективной в силу многочисленности создаваемых единиц: на их основе нельзя будет реализовать ни одной масштабной государственной программы.

Предложенная Киевом децентрализация на деле оказывается ультрацентрализацией (да еще и с коррупционным подтекстом). Малый масштаб префектур и «муниципалитетов» означает сосредоточение всего функционала по определению госполитики и распределению денег в руках центральной власти – то есть киевской бюрократии. Все горизонтальные политические и управленческие связи превращаются в вертикальные. Доминирование невыборных органов госвласти над органами самоуправления означает минимизацию роли последних. Эта система напоминает советскую партийную вертикаль, где каждый орган народной власти «опекался» райкомом-горкомом-обкомом.

Централизаторский характер конституционной реформы вызвал совершенно объяснимое осуждение и в российском, и в западном научном сообществе. В частности, норму о создании префектур подверг резкой критике нобелевский лауреат Роджер Маерсон, отметивший ее противоречие базовой цели – созданию автономных от центральных властей органов местного самоуправления. При этом реформа (что не удивляет) не встретила отпора со стороны западных стран, столь щепетильных в вопросах демократии и самоуправления, когда речь идет, например, о России.

Не слышно отрицательных отзывов насчет реформы украинского самоуправления и от российского либерального сообщества. В частности, от тех либералов, которые ранее крайне негативно оценивали предложения об изменении российской системы МСУ – несмотря на очевидные сущностные различия между преобразованиями, реализуемыми в России и Украине.

Для справки: в российском случае речь идет о более широком применении института сити-менеджера, то есть механизма, при котором руководитель администрации (исполкома) муниципалитета избирается местными депутатами на контрактной основе. В подборе кандидатур, выносимых на обсуждение депутатов, участвует губернатор региона. Глава муниципалитета (мэр) становится политической фигурой и председательствует в местном парламенте; он избирается депутатами из своего состава. Важный аспект заключается в увеличении роли базового звена системы МСУ – городских и сельских поселений: они формируют депутатский корпус на вышестоящем уровне (что действительно серьезно децентрализует систему власти).

В данной реформе отсутствуют те элементы, которые ограничивали бы принципы представительной демократии и самоуправления территорий. Напротив, усиливается роль депутатского корпуса и вводятся механизмы, препятствующие подмене местного самоуправления де-факто диктатурой местных олигархов или бюрократов, что сейчас нередко имеет место на практике.

Такая позиция либералов, как и их западных союзников, является идеологизированной. «Черно-белая» шахматная (по Бжезинскому) картина мира ничего общего не имеет с идеологией либерализма и его базовыми принципами: правового государства, представительной демократии, политического плюрализма, конституционного устройства власти на основе диалоговых, парламентских форм выработки решений. Защита свободы и конституции в устах апологетов украинских и критиков российских реформ – это всего лишь ширма, прикрытие и обоснование конъюнктурных политических интересов. 


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
689
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2421
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1618
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1244

Другие новости