Фото Gettyimages
Новый год в украинской политике начался со споров о советском периоде истории. Руководитель Института национальной памяти Владимир Вятрович публично предложил признать его «оккупацией». Инициатива, как считают в Киеве, носит идеологический характер и не связана с имущественными претензиями к России.
Институт национальной памяти был создан в Украине в период президентства Виктора Ющенко – в форме научно-исследовательского центра. В 2014-м, после смены власти, его статус был изменен: институт стал центральным органом исполнительной власти, деятельность которого координируется кабинетом министров Украины. Соответственно идеи и предложения ведомства обрели значение инициатив украинской власти.
С подачи Института национальной памяти в Украине официально утвердили «декоммунизацию», в рамках которой поменялись названия многих населенных пунктов. Были внесены поправки в календарь праздничных дат. Например, 8 мая теперь отмечается День памяти и примирения. День Победы, 9 Мая, остался в перечне праздников, но определение «Великая Отечественная война» оказалось под запретом, вместо него используется «Вторая мировая война». Споры о том, оставлять ли в праздничном календаре 8 Марта и 1 Мая, ведутся до сих пор.
Но их может затмить новая инициатива – о признании советских лет в истории Украины периодом оккупации. Такое предложение озвучил на днях в интервью «5 каналу» директор Института национальной памяти Владимир Вятрович. Он считает неправильным начинать историю независимой Украины с 1991 года. По мнению Вятровича, в момент распада СССР украинская независимость была не провозглашена, а восстановлена «после десятилетий оккупации». Отсчет же следует вести с момента провозглашения в 1917 году Украинской народной республики (УНР), правопреемницей которой, по мнению Вятровича, является современная Украина.
Чиновник предложил Верховной раде заняться рассмотрением этого вопроса. В данный момент законопроектов на эту тему на сайте украинского парламента нет. Депутаты еще не вернулись на рабочие места после рождественских праздников, но те, с кем удалось связаться «НГ», ничего не слышали о разработке такого документа. Некоторые из них указывают на сложности, которые возникнут у инициаторов, ведь история самой УНР была весьма сложной, а границы республики не совпадали с границами УССР.
На это обстоятельство обратил внимание российский политик, председатель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников. Он написал в соцсети, что половина нынешней Украины состоит из территорий, которые были включены в состав республики как раз в советский период истории: «Если к этому (инициативе Вятровича. – «НГ») серьезно относиться, надо будет вернуть пол-Украины сегодняшней в Россию, а не только Крым, потому что и Харьков, и Днепропетровск, и Донбасс до создания Советского Союза не были в составе Украины».
Депутат Верховной рады, попросивший не упоминать его имени, отметил, что вопрос о принадлежности может возникнуть и в отношении западных областей страны. В январе 1919 года УНР объявила об объединении с Западно-Украинской народной республикой (ЗУНР), но через несколько месяцев территорию ЗУНР взяли под контроль соседние государства. «Что же, мы теперь и наших западных соседей – членов ЕС и НАТО – задним числом объявим оккупантами?» – отметил собеседник «НГ».
Некоторые эксперты в Киеве отмечают, что кроме территориальных вопросов могут возникнуть и другие проблемы. Например, о статусе Украины в ООН: поскольку УССР являлась членом организации, независимая Украина сохранила этот статус как правопреемница бывшей советской республики.
Владимир Вятрович в своем интервью говорил не о прикладных проблемах, а только о восприятии украинцами истории своего государства: «Нам важно говорить, что украинское государство – это не нечто случайное, что появилось в 1991 году. Украинское государство – это достаточно длительный результат борьбы украинцев за свою независимость».
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко сказал «НГ», что инициатива Вятровича не нова: «С конца 1980-х – начала 1990-х годов часть украинских историков и политиков выступали с подобными идеями». Ранее они не воспринимались серьезно, сейчас, по мнению Бондаренко, законопроект может быть разработан и подан на рассмотрение Верховной рады. «Но есть еще один нюанс: Украина в 1922 году официально стала одним из соучредителей СССР», – сказал он, отметив, что украинская элита и государственные структуры в советский период принимали непосредственное участие в политике, которую теперь предлагается назвать «оккупационным периодом».
Политолог считает, что Институт национальной памяти руководствуется не идеей финансовых или имущественных претензий к России как правопреемнице СССР: «Нет, это идеологическая антироссийская акция». Она, по задумке инициаторов, должна окончательно разделить Украину и РФ, поставить точку в постсоветских спорах об общем периоде истории.
Но эксперты осторожно прогнозируют, как на самом деле украинцы воспримут новую инициативу власти. «Люди не хотят исторических споров, они требуют от политиков в первую очередь плана на будущее. Как будет развиваться страна, как мы будем жить», – считает депутат.
Год назад социологи обнаружили в настроениях украинского общества ностальгию по советским временам – на фоне негативного отношения к России из-за Крыма и событий в Донбассе. При том, что только 4% граждан Украины поддерживали идею объединения с Россией в одно государство, 35% мечтали о восстановлении Советского Союза. Центр Разумкова, проводивший опрос, отметил, что 2/3 украинского общества выступили категорически против. Из тех, кто поддержал идею, 22% ответили, что хотели бы восстановления СССР с примечанием: «Но я понимаю, что в современных условиях это нереально».
Социологи выяснили, по каким причинам треть украинцев ностальгируют по советским временам: «Большинство назвали уверенность в завтрашнем дне (70%), высокий уровень социальных гарантий (64%), бесплатное получение высшего образования (58%), отсутствие безработицы (55%), достаточный материальный уровень жизни (53%), гордость за великую державу в планетарном масштабе (50%), стабильность и отсутствие вооруженных конфликтов (46%)».
Региональные отличия в этом опросе проявились, хотя во всех украинских областях число противников восстановления СССР (51% в восточных областях и 87% в западных) больше числа сторонников. Но, как и предполагалось, более заметны возрастные отличия: среди людей в возрасте 18–29 лет 83% выступили против восстановления СССР, среди тех, кому за 60 лет, почти 45% придерживаются противоположного мнения. На этом фоне украинские политики могут рискнуть признать советское прошлое «оккупационным периодом».
Киев
комментарии(0)