Жесткая наркополитика властей вызывает протест молодых тбилисцев. Фото Reuters
В конце прошлой недели у здания парламента Грузии состоялась очередная акция за декриминализацию наркотиков. Поводом на сей раз послужили жесткий приговор суда, вынесенный артисту Гиоргию Гиорганашвили, и краткосрочный арест опротестовавшего это судебное решение Беки Цикарашвили – одного из лидеров общественного движения «Белый шум», выступающего за смягчение наркополитики грузинского государства.
В деле Гиорганашвили фигурирует огромное количество «медикаментов по рецепту». Артист утверждает, что наркотики ему подбросили полицейские и сам он никакого отношения к ним не имеет. Так или иначе, а приговор – 8 лет заключения – был вынесен на основании только показаний сотрудников правоохранительных структур, без видеосъемки процесса задержания и других мер, считающихся необходимыми в таких случаях.
Для участников акции протеста подобные упущения стали доказательством невиновности артиста и, наоборот, подтверждением козней полиции. Наиболее ретивые из них, кажется, готовы были объявить правоохранительным структурам войну, подняв транспарант с надписью «Не будет декриминализации – не будет и мира». Другие к вопросу подошли рациональнее. Посчитав, что доказывать невиновность Гиорганашвили придется долго и неизвестно, удастся ли, а молодому человеку все это время сидеть за решеткой, они обратились к президенту страны Гиоргию Маргвелашвили с просьбой помиловать артиста.
Семья президента, к слову, знакома с данной проблемой не понаслышке. В разное время в неприятные инциденты с наркотиками оказывались втянутыми ее близкие. В одной из телепередач, посвященной проблемам наркомании и наркополитики, дочь президента Анна Маргвелашвили выступила с несколько загадочным заявлением о том, что жертвами полицейского наркотеррора зачастую становятся инакомыслящие граждане страны. Что подразумевалось под инакомыслием не очень понятно, поскольку в Грузии степень политических свобод оценивается достаточно высоко, равно как и свобода слова и мнения. В данном контексте вспоминается, да и то с некоторой натяжкой случай с рэп-дуэтом «Биржа-мафия», спародировавшим в своем клипе полицейских и вскоре оказавшимся на скамье подсудимых за хранение психотропных веществ. Судебный процесс над рэперами вывел на улицы несколько тысяч молодых людей и не на шутку наэлектризовал обстановку в грузинской столице (см. «НГ» от 13.06.17). Та история, как пишет издание JAMnews, завершилась благополучно для обвиняемых. Сын неформального лидера страны Бидзины Иванишвили – Бера, сам, к слову, рэп-исполнитель, на своей странице в Facebook поддержал попавших в беду коллег. Этого оказалось достаточно, чтобы тех отпустили на свободу.
Как будет с Гиорганашвили – заступится за него или помилует его президент, пока не понятно. И дело, похоже, не в том, что на митинг в защиту артиста собралось меньше людей, чем требовавших освобождения рэперов, – в Тбилиси несколько последних дней непогода. Общество понимает, что наркомания давно стала катастрофой едва ли не национального масштаба, но не представляет, с какой стороны браться даже не за решение проблемы – с ней не могут справиться куда более благополучные и сильные страны, а хотя бы за улучшение ситуации. В частности, в социальных сетях в комментариях по делу Гиорганашвили заметна поляризация мнений: наряду с требованиями освободить артиста высказываются мнения о необходимости ужесточить наркополитику.
Растерянность чувствуется и во властных структурах. В конце прошлого года парламентский комитет по здравоохранению одобрил законодательный пакет по либерализации наркополитики, подготовленный рядом неправительственных организаций Грузии и зарубежных экспертов. Главное в нем: отмена уголовной ответственности не только за марихуану, но и за небольшое количество любых наркотических веществ для личной цели, создание и развитие сети реабилитационных центров и т.п. Но после одобрения комитета дело застопорилось: в правящей «Грузинской мечте» серьезный разброс мнений, а по кулуарной информации, большая часть партии считает, что декриминализация наркотиков вызовет обратный эффект, то есть приведет к увеличению количества потребителей. И, видимо, пока в парламенте не придут к какой-то общей точке зрения, правоохранительные структуры будут руководствоваться позицией министра внутренних дел Гиоргия Гахария. Из его заявления, прозвучавшего накануне оглашения судебного вердикта Гиоргию Гиорганашвили, следует, что распространители и реализаторы наркоты о либерализации порядков могут и не мечтать.
комментарии(0)