Гиоргий Маргвелашвили видит в России угрозу для своей страны. Фото с сайта www.president.gov.ge
Грузия вслед за Украиной и Молдавией может ужесточить политику в отношении российских СМИ на своей территории. На такое предположение наводит выступление президента страны Гиоргия Маргвелашвили на стратегической дискуссии под названием «Архитектура и стойкость национальной безопасности», состоявшейся в городе Гори.
Напомним, что в Украине под запретом находятся все российские общественно-политические СМИ, а в Молдавии аналогичный закон вступит в силу 12 февраля.
Гиоргий Маргвелашвили в своем выступлении затронул положение в «оккупированной зоне». Не случайно – Гори находится в десятке километров от колючей проволоки, разделяющей Южную Осетию от Грузии. «Зачем они (российские войска, дислоцированные в частично признанной республике. – «НГ») ежедневно протягивают новые колючие заграждения? Не могут справиться в один прием? Это делается для того, чтобы сломить, оскорбить нас, чтобы мы привыкли к ситуации», – считает Маргвелашвили. По словам президента, «главная проблема Грузии – это оккупация территории». Все преступления, совершаемые в неподконтрольных Тбилиси регионах, «похищение людей» – «все это направлено против нашей устойчивости», для того, чтобы возникшее чувство безысходности подтолкнуло к переговорам, считает он. Формированию соответствующей атмосферы служит и российская пропаганда.
«В Грузии реальных результатов российская пропаганда не достигла. С первого дня независимости у нас не было власти, которая не стояла на службе основных интересов страны и не выступала за европейскую и евроатлантическую интеграцию», – заявил Маргвелашвили, отметив, что именно по этой причине российская пропаганда активна на грузинском направлении. «Но общество успешно побеждает ее, в том числе благодаря работе наших СМИ», – считает президент.
Однако данные опроса, проведенного американским Национально-демократическим институтом (NDI), свидетельствуют скорее об обратном, то есть российская пропаганда в Грузии может показаться более-менее успешной. Во всяком случае, в июне прошлого года, по данным NDI, за вступление страны в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) выступало 22% респондентов, а уже к концу года – 29%. 41% опрошенных считают, что Россия превосходит США в военной мощи. Из пятерки наиболее острых вопросов, беспокоящих грузинское общество, впервые за последние годы выпала проблема территориальной целостности, оказавшись на шестой позиции. При всем этом 53% респондентов против 30% заявили, что не ощущают в Грузии российской пропаганды, тогда как об отсутствии американской и европейской заявили 44 и 45% соответственно, и признали их существование и влияние – 28 и 29% опрошенных. То есть цифры, обнародованные NDI, могут свидетельствовать о некоем изменении общественного настроения не в сторону Запада, хотя одновременно на пару процентов возросло количество сторонников вступления Грузии в НАТО и ЕС.
В то, что российские телеканалы опять попадут под запрет, в Тбилиси сегодня верят немногие. Впервые это по политическим причинам произошло при президенте Михаиле Саакашвили в период обострения отношений с РФ, предшествовавших войне 2008 года. После нее же все частные кабельные компании получили предписание исключить российские телеканалы. Под пресс властей попали и распространители российских печатных СМИ. Тогдашний вице-премьер, госминистр по урегулированию конфликтов Темур Якобашвили, объясняя действия властей, сказал «НГ»: «Грузия находится в состоянии войны с Россией. Хоть одна страна в мире в таком случае допустит на своей территории пропаганду своего врага?» Попутно под запрет попало исполнение в ресторанах песен на русском языке, их воспроизведение в общественном транспорте и такси. Когда ситуация стала принимать совсем уж абсурдный характер, последовало пояснение от представителей властей, что речь шла только о пошлой попсе и блатных песнях.
С приходом к власти «Грузинской мечты», решившейся на улучшение отношений с Москвой, в пакеты провайдеров вернулись не только российские познавательные и спортивные телеканалы, но и общественно-политические. Депутат парламента на условиях анонимности сказал «НГ», что, если президент и выдвинет инициативу о новом запрете, то она вряд ли найдет поддержку в высшем законодательном органе страны. «Не потому, что российские политические каналы необходимы Грузии, а в силу бессмысленности. Те, кому нужно, будут смотреть их через Интернет, установят спутниковые тарелки. Да и какого-то жесткого требования в выступлении Маргвелашвили все-таки не было, а его слова о необходимости знать российскую политику можно даже истолковать в пользу расширения трансляции российских каналов. Хотя он не подразумевал этого», – сказал «НГ» собеседник. По его мнению, если предложение об ограничении доступа к российским телекомпаниям будет жестко сформулировано Маргвелашвили, то оно скорее всего будет продиктовано приближающимися выборами президента осенью нынешнего года, и в антироссийской риторике в избирательный период недостатка, как обычно, не будет.
комментарии(0)