Фото Vincent Mundy/Bloomberg via Getty Images
В Киеве на нынешней неделе начнет работу группа экспертов Международного валютного фонда (МВФ). Это не оценочная миссия, от которой зависит выделение очередного транша кредита, а делегация фонда, которая посоветует украинской власти, как быть с реформами и как эффективнее бороться с коррупцией.
В 2015 году МВФ впервые подписал с украинским правительством Программу расширенного финансирования EFF (вместо практиковавшихся ранее программ поддержки stand-by). В то время чиновники заявляли, что новая программа позволит быстро провести реформы. Предполагалось, что до 2019 года МВФ выделит Украине около 17,5 млрд долл. Средства должны были поступить 12 выплатами (траншами) по мере продвижения реформ.
В этом году программа завершается, хотя Украина получила менее половины утвержденной суммы. В конце января министр финансов Александр Данилюк в интервью газете «Зеркало недели» сказал, что новая программа финансирования не обсуждается. Он пояснил, что требуется выполнить все пункты меморандума по программе EFF. Украинская сторона взяла на себя ряд обязательств, перечень которых корректировался. В частности, МВФ в прошлом году снял требование о создании рынка сельскохозяйственной земли, но сохранил условие о приведении цен на газ для всех потребителей, включая население, в соответствии с рыночным уровнем.
Этот вопрос в Украине воспринимается очень болезненно. Новая власть уже несколько раз повышала тарифы, что повлекло за собой рост цен на услуги ЖКХ, на товары и продукты. Оппозиция всех мастей добивается снижения цен – и на этом строит предвыборные кампании. Партия «Батькивщина» Юлии Тимошенко еще в прошлом году пыталась отменить повышение тарифов через суд, но не преуспела.
Сейчас «Оппозиционный блок» инициирует отставку правительства. Сопредседатель партийной фракции в Верховной раде Александр Вилкул заявил, что кабинет под руководством Владимира Гройсмана не обращает внимания на уровень жизни граждан и слепо выполняет указания МВФ. Сам Гройсман подтвердил, что рост цен на газ не исключен, но после нынешнего отопительного сезона, и что власть предусмотрит компенсации для социальной защиты малообеспеченных слоев населения.
Центр Разумкова обнародовал результаты исследования, свидетельствующие о снижении со второй половины 2017 года Индекса текущей экономической состоятельности граждан. Эксперты отметили, что в прошлом году ситуация выглядела немного лучше, чем в 2016 году, однако покупательная способность домохозяйств снизилась из-за инфляции. Исследование показало, что к концу прошлого года стала накапливаться задолженность по оплате услуг ЖКХ. «К сожалению, следует ожидать дальнейшего снижения значения Индекса в течение первых двух месяцев 2018 года, поскольку традиционно величина номинальных заработных плат существенно снижается по сравнению с концом предыдущего года, растут задолженности по выплате заработной платы, а оплата за жилищно-коммунальные услуги существенно ухудшается», – сказано в отчете по результатам исследования.
Оппозиция использует ситуацию для политических выпадов против правительства. «Где же эта газовая независимость, о которой мы слышим последние три года? Я спрашиваю: что же это за энергонезависимость такая, при которой цена на газ для людей в Украине скоро будет выше, чем в Европе, где совершенно другой уровень доходов?» – заявил с парламентской трибуны Александр Вилкул.
Министр Александр Данилюк отметил, что 2018 год – это предвыборный год, но если из-за политических дебатов реформы не будут проводиться, МВФ может вообще прекратить сотрудничество с Украиной: «Если реформ не будет, не будет и программы – тут все просто».
О продолжении сотрудничества шла речь в ходе переговоров президента Петра Порошенко с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард в рамках экономического форума в Давосе. Украинский президент сказал журналистам по итогам встречи: «Вероятно (я скрещу пальцы), в первом квартале, до апреля у нас будет миссия МВФ. И – следующий транш». Он отметил, что сейчас украинская сторона выполнила 80% своих обязательств по программе, подписанной в 2015 году.
В частности, была разблокирована приватизация, проведена пенсионная реформа. В конце прошлого года началась подготовка к назначению нового главы Нацбанка Украины. Все уже принятые решения неоднозначно воспринимаются в обществе. Но в политической среде больше всего споров сейчас вызывает главное требование МВФ – о создании антикоррупционного суда.
В конце 2017 года Порошенко внес в Верховную раду проект закона, однако в январе СМИ обнародовали критические замечания МВФ относительно этого документа. Порошенко и Лагард в Давосе обсуждали поправки, которые нужно внести в проект. Сейчас группа экспертов фонда на месте посмотрит, что именно требуется. «Приедут несколько экспертов, которые будут работать и предоставят рекомендации относительно закона о создании антикоррупционного суда», – сказал на пресс-конференции министр финансов Украины.
Ранее руководитель Стратегической группы советников по поддержке реформ в Украине, экс-министр финансов Словакии Иван Миклош в интервью «5 каналу» пояснил, чего добиваются западные кредиторы: «Нужен не просто какой-нибудь антикоррупционный суд. Нужно создать работающий суд – не только по названию антикоррупционный, а способный реально бороться с большой коррупцией». В целом споры сводятся к процедуре назначения судей, полномочиям суда, гарантиям независимости уже созданных структур – Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры.
Экономисты отмечают, что выполнение этого требования МВФ в интересах Украины. Без решения о создании антикоррупционного суда фонд заморозит программу финансирования. «Украина не сможет финансировать свои обязательства без программы МВФ», – убежден Миклош.
С этого года начинается период пиковых выплат по прежним кредитам, которые Украина получила от МВФ. Экономист Алексей Кущ в колонке на сайте «112 Украина» проиллюстрировал, как устроено сотрудничество: «В 2014–2015 годах Украина получила от фонда 11,3 млрд долл., при этом выплатила по валютным обязательствам (внутренним и внешним) более 15 млрд долл. (прямой гарантированный государственный долг и выплаты государственных компаний, например «Нафтогаза»). Да, были еще и другие виды помощи и кредиты: от ЕС (макрофинансовая помощь), еврооблигации, выпущенные под гарантии США, кредиты и помощь Германии, Канады, Японии, международных банков. Но все эти деньги также пошли на выплату внешних долгов».
Сейчас ситуация с графиком выплат значительно сложнее, поэтому требуются транши от МВФ. Но никто не рассчитывает на то, что деньги пойдут на поддержку структурных реформ. «Кредит МВФ – это своего рода аккумулятор, который должен был завести стартер нашей экономики. Но ни стартер, ни иные двигательные функции в Украине так и не завелись. Почему? Ответ на этот вопрос достаточно прост. МВФ – это не банк реконструкции и развития и не портфельный инвестор. Его не интересуют ни развитие нашей инфраструктуры, ни реализация новых прибыльных проектов. Это клуб внешних кредиторов, и главная его задача – защита исключительно их интересов. А учитывая, что держателями наших долгов являются американские венчурные фонды, защищать эти интересы необходимо любой ценой», – написал Кущ.
Киев
комментарии(0)