Спикер Рады Андрей Порубий считает, что целью закона о языках нацменьшинств был раскол Украины. Фото с сайта www.rada.gov.ua
В Украине окончательно отменили закон «Об основах государственной языковой политики». Действовавший с 2012 года документ фактически уравнивал статус русского и украинского языков на региональном уровне. Первая попытка его отмены была предпринята сразу после бегства Януковича, 24 февраля 2014 года. В Крыму и Донбассе этот шаг новой украинской власти восприняли как враждебный. На фоне начавшегося отделения регионов от Украины Киев приостановил процесс отмены закона.
Напомним, прежняя партия власти разработала закон о региональных языках, поскольку не располагала в Верховной раде большинством, способным внести изменения в Конституцию. Еще в 2010 году представители ныне не существующей Партии регионов обещали предоставить русскому языку статус второго государственного в Украине. Но для этого требовалась поддержка 300 депутатов Верховной рады. Партия власти могла собрать только простое парламентское большинство (226 голосов), что позволяло принять обычный закон.
Был разработан документ, фактически уравнивающий в правах с украинским языки нацменьшинств. Эта норма касалась регионов, в которых 10% и более населения составляют представители нацменьшинств. В Украине используется несколько десятков языков. Но принятым в 2012 году законом воспользовались в основном русскоязычные регионы. В Донецкой, Луганской, Харьковской, Запорожской, Николаевской, Одесской, Херсонской областях, в Крыму и Севастополе русский получил статус регионального языка. Его можно было применять наравне с украинским – в образовательном процессе, документообороте и т.д. Предполагалось, что 13 из 27 регионов закрепят такой статус русского.
Вчера председатель Верховной рады Андрей Парубий заявил, что закон Партии регионов о региональных языках на самом деле преследовал цель «расколоть Украину». Депутат от «Свободы» Андрей Ильенко отметил в соцсети, что с этого закона началась «подготовка к российской агрессии».
В 2012-м нормами нового закона воспользовались также венгерское и румынское нацменьшинства, проживающие в Западной Украине. Они закрепили региональный статус своих языков на местном уровне.
Оппозиция в Верховной раде выступила категорически против уравнивания статуса русского и украинского языков даже на региональном уровне. Но власть решила пресечь дискуссии. Во время голосования в зале парламента были драки, трибуна была заблокирована. В итоге партия власти просто объявила о том, что закон принят 248 голосами. Даже не содержание, а процесс принятия закона послужил причиной первых акций протеста в Киеве летом 2012 года. Эти акции стали предвестниками вспыхнувшего через год майдана.
Через полтора года после голосования, уже после бегства Виктора Януковича, Верховная рада поставила вопрос об отмене скандального закона первым в своей повестке дня. В феврале 2014 года большинство поддержало это решение. Но на фоне уже начавшихся крымских событий некоторые западные партнеры Украины выступили с критикой депутатской инициативы. По их мнению, отмена закона могла быть воспринята как подтверждение слухов о том, что к власти в Киеве пришли радикалы-националисты. А это, в свою очередь, могло усилить центробежные тенденции в государстве. И.о. главы государства Александр Турчинов прислушался к советам и не подписал решение Верховной рады. Таким образом, закон о региональных языках формально продолжал действовать до сих пор.
В 2015 году группа депутатов Верховной рады обратилась в Конституционный суд с требованием рассмотреть ситуацию с законом. В последний день февраля с.г. суд наконец огласил решение по обращению депутатов. Закон «Об основах государственной языковой политики» был признан неконституционным. Решение Конституционного суда обжалованию не подлежит, поэтому закон отменен. Нюанс в том, что суд не рассматривал содержание закона. А свое решение вынес на том основании, что в 2012 году была нарушена процедура голосования: поправки к закону не рассматривались, депутаты нажимали кнопки за коллег и т.д.
Эксперты указывают такое обстоятельство: в тексте закона, принятого в 2012 году, содержалась норма об отмене советского законодательства о языках. Политический эксперт Тарас Чорновил напомнил, что с конца 1980-х в Украине действовал закон «О языках в Украинской ССР», в который впоследствии много раз вносились поправки и уточнения. Но даже после этого документ, по словам эксперта, «содержал ряд неприемлемых, противоречащих украинскому законодательству норм». В частности, русский был признан «языком межнационального общения», который мог бы использоваться во всех сферах практически наравне с украинским. Отменив закон о региональных языках, Украина автоматически возобновила действие старого закона.
Но он противоречит Конституции и ряду новых законов (например, скандально известному «Об образовании»). Тарас Чорновил считает, что исправить ситуацию можно только в том случае, если депутаты очень быстро рассмотрят и утвердят новое законодательство о языках в Украине. Вчера председатель Верховной рады Андрей Парубий заявил: «Решение Конституционного суда дает нам возможность рассмотреть и принять новый языковой закон. Я прошу фракции провести консультации по тем проектам, которые зарегистрированы, чтобы мы могли обсудить их и выйти на решение».
В Киеве традиционно не обращают внимания на позицию ДНР/ЛНР. Украинская власть не считает республики самостоятельными образованиями, а власть ДНР/ЛНР, как и крымскую власть, официально признает «оккупационными администрациями». Между тем республики выступили с резкой критикой решения украинского Конституционного суда. И.о. главы МИД ДНР Наталья Никонорова заявила, что это решение «противоречит не только самому Основному закону Украины, но и таким международным документам, как, например, Всеобщая декларация прав человека, Пакт о гражданских и политических правах, Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ». По ее мнению, именно попытки украинизации в стране, «где более половины населения говорит на русском языке, лишь углубляют многолетний раскол в украинском обществе». Никонорова подтвердила, что попытка Верховной рады отменить закон в 2014 году стала одной из причин конфликта в Донбассе.
Представитель ЛНР в политической подгруппе на переговорах в Минске Родион Мирошник напомнил, что четыре года назад жители Донбасса опасались националистов и радикалов. Сейчас решение Конституционного суда подтвердило, что продолжается «государственная политика Киева по преследованию и искоренению всего русского». Мирошник отметил, что в ДНР/ЛНР до сих пор считают смену власти в Украине в 2014 году «государственным переворотом». Это замечание может свидетельствовать о том, что ситуация вокруг закона о региональных языках (который так и не был реализован в полной мере) способна послужить формальным поводом для новых конфликтов.
Эксперты отмечают, что в 2012 году конфликтные линии наметились только в украинской политике, в 2014-м – вылились в межрегиональное противостояние (официально Киев считает причиной крымских событий и ситуации в Донбассе вмешательство России). В 2018-м ситуация может обострить отношения Украины также с восточноевропейскими соседями, с которыми языковые споры начались с момента принятия закона «Об образовании» осенью прошлого года.
Опрос, проведенный в прошлом году усилиями четырех авторитетных украинских социологических служб (КМИС, Центр Разумкова, «Социс», «Рейтинг»), показал, что около половины граждан Украины в быту используют украинский язык, четверть населения – русский, почти столько же общаются дома и на украинском, и на русском. Согласно полученным данным, более 66% граждан выступают за сохранение конституционной нормы об одном государственном языке – украинском.
Киев
комментарии(0)