На фото глава МИД Грузии Михаил Джанелидзе. Фото saqinform.ge
Сегодня в Женеве состоится очередной раунд многосторонних переговоров по Южному Кавказу. В Тбилиси за ним следят с повышенным вниманием и обеспокоенностью. Задолго до нынешней встречи в различных политических кругах и СМИ стала муссироваться информация о подписании или принятии в устной форме совместного заявления о неприменении силы. Некоторые «модификации» этого документа оппозиция и часть общества Грузии считают неприемлемыми.
Речь идет о подписании договора или принятии совместного заявления о неприменении силы всеми участниками переговоров – Грузией, РФ, США, частично признанными Абхазией, Южной Осетией, а также ЕС, ООН, ОБСЕ – вероятно, в качестве сопредседателей женевских консультаций.
Оппозиционная часть Грузии расценила происходящее как фактическое признание суверенитетов Абхазии и Южной Осетии, раз уж их представители получают те же права и тот же уровень, что и грузинская делегация. Пытаясь смягчить ситуацию, глава МИДа Михаил Джанелидзе заявил, что ничего подписывать не планируется, переговоры по тексту заявления продолжаются. Но, кажется, не преуспел. Хотя, что именно в документе, кто будет подписывать, будет ли документ подписан или стороны ограничатся устным обещанием не применять друг против друга силу, как это сделал экс-президент Грузии Михаил Саакашвили в 2010 году, что было расценено как официальное обязательство, – все это открытые вопросы.
Для грузинской стороны оптимальным представляется заключение договора о неприменении силы только с РФ. Наиболее радикальные политики и представители экспертного сообщества вовсе настаивают на том, чтобы Россия взяла на себя одностороннее обязательство, подобно тому как Грузия сделала это в 2010 году на уровне президента и в 2013 году – парламента. Но в принципе они не возражают и против двустороннего договора. Для них неприемлемо, если в договоре будут фигурировать подписи представителей бывших грузинских автономий. Кроме того, что это может стать косвенным свидетельством признания их суверенитета, в этом нет и смысла.
«Даже если оставить в стороне вопрос статуса – мы разве их нападения опасаемся? Территории Грузии оккупированы, и угрозу представляет оккупант. Именно Россия должна дать гарантии неприменения силы», – приводит слова бывшего замглавы МИД Грузии, депутата от оппозиционной «Европейской Грузии» Серги Капанадзе издание JAM-news. По его словам, настойчивость России в данном вопросе понятна и закономерна – она заинтересована в легитимации статуса «оккупированных территорий», и их участие в договоре наравне с Грузией и РФ является шагом к этому. В схожем ключе рассуждают все противники заключения договора с участием бывших автономий.
Но такой подход неприемлем для России. Он приравнивает ее к одной из сторон конфликта, что Москва категорически не признает, настаивая на том, что сторонами конфликта являются Грузия и ее бывшие автономии. А потому соглашение о мире должно быть заключено между ними.
Бывший госминистр по урегулированию конфликтов, профессор Университета имени Григола Робакидзе Паата Закареишвили – один из немногих, чья точка зрения отличается от превалирующей в экспертном сообществе Грузии. Тот же JAM-news приводит и его слова: «Такой договор обязательно нужно подписать… Грузии стоит отличать два разных подхода: нужно не на уступки кому-то идти, а делать необходимые для самой себя шаги. В том числе переговоры с абхазской и осетинской сторонами, выяснение, что им нужно. А России следует сказать, чтобы она подвинулась в сторону. Согласен, что не так все просто. Это, с одной стороны, и грузино-российский конфликт, а с другой – грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты. Но если на грузино-российском уровне ничего не получается, то, может, удастся добиться хоть какого-то прогресса на грузино-абхазском и грузино-осетинском уровнях. Что выигрывает Грузия от затягивания времени и от того, что ничего не происходит? Может, стоит пересмотреть нашу политику, выбрать какую-то линию, которая окажется приемлемой для абхазского и осетинского обществ и начать делать шаги из этой точки». По его словам, недопустимо и даже преступно, если Тбилиси будет отказываться от своих интересов только потому, что они совпадают с интересами России.
«Если мы отказываемся от переговоров с абхазами и осетинами только потому, что так хочет Россия, то давайте оставим все как есть еще на десятилетие. Только кто будет отвечать за то, что эти народы все больше и больше отдаляются от Грузии? Разумеется, в интересах России показать всему миру, что она в этих конфликтах ни при чем. Но если начать обсуждение с абхазами и осетинами – это же не означает признать то, что Россия действительно ни при чем?!» – считает Закареишвили, напоминая властям Грузии, что все международные организации рекомендуют грузинской стороне «видеть различные уровни переговоров».
комментарии(0)