Украинские катера береговой охраны будут защищать акваторию Черного моря от кораблей РФ. Фото РИА Новости
Украина может запретить российским судам заход в свои внутренние воды. Речь идет не только о реках, но также об Азовском и Черном морях. Учитывая, что Киев не признает российский статус Крыма, запрет может вылиться в прямое противостояние из-за того, что каждая сторона по-своему трактует понятие своей территории.
Вопрос обсуждался в Министерстве инфраструктуры Украины. «Это недопустимо, когда во время агрессии со стороны Российской Федерации по рекам Украины, где находятся объекты критической инфраструктуры, ходят российские суда», – заявил замминистра Юрий Лавренюк. Он сообщил, что министерство обратится в Совбез страны с предложением ввести запрет на заход судов РФ в украинские воды.
Напомним, летом 2014 года украинская сторона объявила, что закрывает для судоходства все порты Крыма – Керченский, Севастопольский, Феодосийский, Ялтинский, Евпаторийский. По состоянию на 2013 год, согласно статистике Администрации морских портов Украины, на их долю приходилось 8% грузооборота украинских портов. Киев закрыл порты как для грузовых, так и для туристических и всех прочих судов всех стран мира. О решении была поставлена в известность Международная морская организация (IMO), членами которой являются 170 государств.
Украинская сторона ведет учет нарушений: в списке около шести сотен судов, заходивших в порты Крыма с 2014 года. В прошлом году, как сообщило издание BSNews, запрет нарушило 161 судно под флагами 15 стран. Большинство из них (109) – под флагами РФ. Остальные – в основном под флагами африканских стран и экзотических островов. Киев пытался бороться, требуя внести в западные санкционные списки компании, владеющие судами.
При этом Украина и РФ ежегодно договаривались об отдельных видах деятельности в Азовском и Черном морях. Решения касались, например, вылова рыбы. Практика согласований подобных вопросов появилась еще до 2014 года, ведь Украина и РФ в течение многих лет проводили переговоры о морских границах, которые так и не завершились.
Летом прошлого года российская сторона стала временно перекрывать для судоходства Керчь-Еникальский канал – в связи с работами по строительству моста через Керченский пролив. В Украине заявили, что Россия это решение не согласовала. В этот момент наметился прямой конфликт из-за споров о принадлежности Крыма. Киев обратился в международные суды с исками о нарушении Россией морского права. Речь шла о причинении ущерба экологии Азовского моря, а также о перекрытии доступа судов к украинским портам в Бердянске и Мариуполе.
В ожидании начала судебных процессов отношения снова обострились. 25 марта с.г. украинские пограничники задержали крымское рыболовецкое судно «Норд» в Азовском море. В России отметили, что сейнер законно вел промысел – согласно украинско-российским договоренностям. Но в Украине заявили, что разрешение выдавалось российским судам, а крымские таковыми не признаются. Соответственно экипаж из 10 человек подозревается в незаконной деятельности, а также в нарушении правил пересечения административной границы с Крымом. Эти правила Киев установил, исходя из официального признания полуострова «временно оккупированной территорией Украины».
Капитан «Норда» Владимир Горбенко был задержан, члены команды попытались покинуть территорию Украины вопреки судебному запрету. 7 и 9 апреля украинские пограничники сообщили о том, что пресекли попытки бегства. 19-го числа стало известно, что двум членам экипажа – Дмитрию Таразанову и Ирине Обориной – удалось вылететь в Минск. Они предъявили документы граждан РФ, выданные в российском консульстве в Харькове. По данным украинской стороны, фамилии в документах этих лиц отличались по написанию от фамилий в списках украинских пограничников. Данные остальных семи членов экипажа совпадали, поэтому их идентифицировали и не выпустили из страны.
Встал вопрос о гражданстве моряков: Киев не признает российские документы крымчан (считается, что их выдала «оккупационная администрация»). Украинская прокуратура обратилась в МИД с требованием принять меры к российским дипломатам, которые помогали экипажу «Норда» оформить новые российские документы. В СМИ упоминается имя атташе Генконсульства РФ в Харькове Дмитрия Бондарца. Его в Украине называют «сотрудником спецслужб государства-агрессора». Напомним, в тот момент, когда пограничники задержали судно «Норд», Киев вслед за западными странами выслал 13 российских дипломатов. Ситуация с «Нордом» может привести к новой волне скандала.
МИД РФ заявил, что считает «циничным произволом ситуацию с задержанием Украиной команды рыболовецкого судна. И потребовал «прекратить измываться» над моряками. Киеву пригрозили ответными действиями. Председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев назвал действия украинской стороны пиратством. И предложил в ответ закрыть всем украинским судам проход через Керченский пролив. Он отметил, что у РФ есть основания для особо тщательного досмотра украинских кораблей – на предмет технического состояния, наличия «лоцманской проводки», по поводу медицинского освидетельствования экипажа и т.д. Ненашев считает, что такие меры способны «полностью остановить судоходство».
В этот момент пресс-центр украинского штаба АТО сообщил в соцсети: «Отмечается активизация деятельности кораблей береговой охраны Пограничной службы ФСБ и Черноморского флота ВМФ РФ в акватории Азовского моря. В этом же районе отмечается проведение ряда мероприятий по усилению группировки РФ кораблями и вспомогательными судами. Вероятно, основной целью таких действий могут быть симметричные меры на задержание Государственной пограничной службой Украины в акватории Азовского моря рыболовного судна «Норд». Украинских моряков предупредили о вероятности провокаций и попыток задержания.
На этом фоне состоялось совещание в Мининфраструктуры, в ходе которого обсуждался вопрос о запрете российским судам заходить в украинские воды. «Это 10–30 кораблей в месяц. Но среди них те, которые поставляют товары и продукты в Крым», – сказал источник «НГ». Пока никто из экспертов не смог объяснить, как украинская сторона сможет проконтролировать выполнение решения, если оно будет утверждено Советом нацбезопасности и обороны. Но многие не исключают прямого противостояния. Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко сказал украинским СМИ: «Угроза обострения есть. Речь идет об угрозе прямого вооруженного конфликта – обстрелы, высадка десанта и прочее».
Но морская операция, по его мнению, будет воспринята Западом иначе, нежели обострения в Донбассе: «Вряд ли Россия сейчас пойдет на такое резкое обострение ситуации. Отношения с Западом и так очень тяжелые, а в случае применения российского флота они максимально ухудшатся». По мнению Фесенко, развитие ситуации в Азовском и Черном морях может зависеть от того, что будет происходить в Донбассе, какие решения будут приняты.
Киев
комментарии(0)