Сегодня в Москве должны встретиться омбудсмены РФ и Украины Татьяна Москалькова и Людмила Денисова. Им предстоит разрешить конфликтную ситуацию, связанную с посещением заключенных. Если договориться не удастся, то скандал может поставить жирную точку в давних спорах об эффективности «нормандского формата».
Напомним, главы МИД Франции, Германии, РФ, Украины 11 июня в немецком Аахене впервые коснулись темы узников, которых называют «политзаключенными». Речь идет об украинских и российских гражданах, которые осуждены в соседних странах по статьям о терроризме и экстремизме.
Киев сообщает о 64 таких лицах, 27 из которых находятся в российских учреждениях, остальные – в крымских.
Точное число россиян, содержащихся в украинских тюрьмах, не названо. Относительно гражданства некоторых лиц возникают споры. Например, режиссер Олег Сенцов, арестованный в 2014 году в Крыму и приговоренный в РФ к 20 годам заключения (вместе с активистом Александром Кольченко, осужденным на 10 лет), не признает свое российское гражданство. А журналист Кирилл Вышинский, задержанный в мае с.г. в Украине, напротив, требует, чтобы Киев признал его российский паспорт единственным действительным.
Задержанные и арестованные в Донбассе – это другая категория. Этих людей в прессе называют «пленными», «заложниками», но в документах фигурирует формулировка «удерживаемые лица». Ранее переговоры об обмене велись только относительно этих лиц, которые упоминаются в Минских соглашениях. Время от времени организовывались точечные обмены, в декабре 2017 года состоялся крупнейший из них: украинская сторона передала ДНР/ЛНР 233 человека, в Украину вернулись 74 бывших пленника.
Что касается задержанных и арестованных в Украине и России, то механизма обмена не существует. До сих пор были возможны только отдельные договоренности, самый известный пример – освобождение Надежды Савченко в обмен на возвращение на родину двух российских военнослужащих.
Украинские источники отмечают, что канцлер Германии Ангела Меркель фактически начала эту линию переговоров. По их словам, европейская дипломатия видит в процессе обмена ту точку соприкосновения между Украиной и РФ, которая позволила бы в дальнейшем найти выход из тупика в переговорах по урегулированию в Донбассе. В начале апреля в ходе телефонного разговора Меркель и президента РФ Путина речь шла о продвижении обмена удерживаемыми лицами между Украиной и ДНР/ЛНР. Через месяц, когда канцлер Германии, президенты Франции и Украины встретились втроем, по словам источников в Киеве, поднимался вопрос обмена также между Украиной и Россией. Затем, как известно, состоялись отдельные переговоры с российским президентом Ангелы Меркель и Эмманюэля Макрона. Стороны договорились о встрече глав МИД «нормандской четверки».
В ходе той встречи, состоявшейся 11 июня, обсуждался вопрос обмена, заявил глава МИД Украины Павел Климкин. Этому способствовал состоявшийся до этого телефонный разговор президентов Украины и РФ. Как сообщила пресс-служба украинского президента, глава Украины Петр Порошенко позвонил Путину, чтобы «подчеркнуть важность скорейшего освобождения украинских политзаключенных, удерживаемых в России и на оккупированных территориях».
В то же время Киев обратился в Международный комитет Красного Креста с просьбой добиться посещения узников. И организовал встречу немецкого и французского министров с родственниками украинцев, которых Киев считает «заложниками» и «политзаключенными». «И поэтому сегодня (в день встречи «нормандской четверки») мы были вместе, нажимая на Лаврова, говоря ему, что Россия не хочет забрать своих русских (заключенных на территории Украины. – «НГ»), не хочет говорить об обменах, не хочет реально завершать обмен в Донбассе, не хочет начинать вместе с Красным Крестом поиск тех, кто пропал в Донбассе. И в конце концов даже Лавров признал, что это не политическая проблема», – рассказал Климкин.
Гуманитарную составляющую проблемы главы МИД четырех стран обсуждали в течение полутора часов, сообщила первый зампредседателя Верховной рады, член украинской делегации на переговорах контактной группы в Минске Ирина Геращенко. По ее словам, «впервые обсуждалась инициатива допуска уполномоченных по правам человека к задержанным в РФ и в Украине».
Уже 13 июня назначенная весной на должность уполномоченного Верховной рады по правам человека Людмила Денисова отправилась в Россию. С этого начались недоразумения. Денисова решила начать визиты в колонии с посещения режиссера Олега Сенцова, который с 14 мая объявил голодовку. В Киеве опасаются за его жизнь. Прозвучавшее ранее заявление российского омбудсмена Москальковой о том, что Сенцов немного прибавил в весе, вызвало бурю возмущения в Украине.
В конце мая Людмила Денисова обратилась к председателю Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаилу Федотову с просьбой посодействовать организации ее визита к Олегу Сенцову. В тот момент сам Федотов попросил Денисову о встрече с задержанным главным редактором агентства РИА «Новости-Украина» Кириллом Вышинским.
Источники «НГ» отмечают, что российская сторона составила для Денисовой список фамилий заключенных и даты их посещения, в котором визит к Сенцову был запланирован на конец текущей недели. Но украинский обмудсмен прибыла в город Лабытнанги в Тюменской области (там находится Сенцов) на неделю раньше, 15 июня. Оказалось, что украинская сторона составила свой график, в котором именно Сенцов значился под номером 1. Денисова сообщила, что в исправительную колонию ее не пустили без объяснения причин.
16 июня Денисова не смогла попасть на встречу с Николаем Карпюком, которого, как и Станислава Клыха, Верховный суд Чечни в 2016 году приговорил к длительным срокам заключения за убийства российских военнослужащих в период чеченской войны. В Киеве утверждают, что ход следствия повлиял на психическое здоровье Клыха.
«Сейчас мы направляемся к Владимирскому централу, где содержится Николай Карпюк, чтобы посетить его. Мы прилетели в Салехард, и уже когда были в дороге, наше посольство получило письмо, что они (российская сторона. – «НГ») якобы не успевают согласовать процедуры…» – рассказала Денисова украинским СМИ в субботу. Позже она сообщила, что встреча с Карпюком так и не состоялась. По ее мнению, российская сторона умышленно создавала бюрократические барьеры.
В то же время выяснилось, что в офисе Татьяны Москальковой располагали совсем другим графиком. Первым номером в нем значился содержащийся в колонии в Омске украинский гражданин Дмитрий Штыбликов (севастополец, получивший 5 лет заключения за подготовку диверсий, в 2017 году пошел на сделку со следствием). Узнав, что Денисова отправилась к Сенцову, Москалькова сама посетила Штыбликова. Она сказала журналистам, что украинская коллега нарушила договоренности об очередности визитов. Денисова в ответ заявила: «Татьяна Николаевна (Москалькова. – «НГ»), к сожалению, умеет манипулировать… Мы с ней договаривались о том, что Омск (посещение Штыбликова. – «НГ») может произойти после посещения Олега Сенцова. Москалькова была в командировке. И сама с собой договорилась, что она будет в Омске, а после этого поедет к Вышинскому (журналисту, задержанному в Украине). И что только после этого, возможно, когда-нибудь к Сенцову поеду я…» Ситуация выглядит конфликтной. Москалькова пригласила Денисову на переговоры в свой московский офис. Встреча должна состояться сегодня.
Ситуация поставила под вопрос эффективность формата «нормандской четверки». Некоторые эксперты в Киеве отмечали, что если не будет выполнена даже договоренность по гуманитарному вопросу, то о решениях в военной сфере и говорить нечего. Другие допускали, что Москалькова и Денисова сегодня договорятся. Но отмечали, что надежды на большой обмен накануне чемпионата мира по футболу не оправдались. Политический эксперт Василий Вакаров отметил в эфире телеканала NewsOne, что украинской власти накануне выборов «нужны успехи», а обмен удерживаемыми лицами и «политзаключенными» мог бы стать важным достижением. Поэтому решение этой проблемы зависит не от «нормандского формата», считает Вакаров: «Если Владимир Путин захочет поддержать Петра Порошенко, то пойдет на соглашение, если не захочет – не пойдет».
Киев
комментарии(0)